УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2002 г. N 26-12/44341
Вопрос: Подлежат ли налогообложению денежные средства,
полученные профсоюзной организацией в соответствии с Соглашением в
рамках программы по созданию сети начального профсоюзного обучения
в разных регионах России и изучению опыта работы профсоюзов
зарубежных стран?
Ответ:
Федеральным законом от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности" установлено, что
профсоюз - добровольное общественное объединение граждан,
связанных общими производственными, профессиональными интересами
по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и
защиты их социально - трудовых прав и интересов.
Статьей 117 Гражданского кодекса Российской Федерации
определено, что общественные организации (объединения) являются
некоммерческими организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 251 главы 25 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений и
дополнений) (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не
учитываются доходы в виде имущества, полученного
налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом
налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования,
обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии
такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого
финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие
налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество,
полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению,
определенному организацией (физическим лицом) - источником
целевого финансирования в виде полученных грантов. В целях главы
25 Кодекса грантами признаются денежные средства или иное
имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет
следующим условиям:
- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной
основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том
числе иностранными и международными организациями и объединениями
по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством
Российской Федерации;
- гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в
области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды,
а также на проведение конкретных научных исследований;
- гранты предоставляются на условиях, определяемых
грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета
о целевом использовании гранта.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы также не учитываются целевые
поступления (за исключением целевых поступлений в виде
подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним
относятся целевые поступления на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие
безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и
использованные указанными получателями по назначению. При этом
налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений
обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности относятся
осуществленные в соответствии с законодательством Российской
Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы,
членские взносы, а также пожертвования, признаваемые таковыми в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В то же время ст. 39 части первой Кодекса реализацией
товаров, работ или услуг организацией признается соответственно
передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами,
работами или услугами) права собственности на товары, результатов
выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное
оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях,
предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары,
результатов выполненных работ одним лицом для другого лица,
оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
В соответствии со статьями 247, 248 и 249 главы 25 части
второй Кодекса (с учетом изменений и дополнений, внесенных
Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской Федерации") объектом
налогообложения по налогу на прибыль организаций признается
прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину
произведенных расходов, которые определяются в соответствии с
главой 25 Кодекса.
К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ,
услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
В целях главы 25 Кодекса доходом от реализации признаются
выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного
производства, так и приобретенных, выручка от реализации
имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из
всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары
(работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и
(или) натуральной формах.
В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода
признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами
за реализованные товары (работы или имущественные права),
признаются для целей главы 25 в соответствии со ст. 271 или ст.
273 Кодекса.
Таким образом, порядок налогообложения средств, полученных
профсоюзной организацией от международной организации в рамках
Соглашения по программе создания сети начального профсоюзного
обучения в разных регионах России и изучению опыта работы
профсоюзов зарубежных стран, зависит от конкретных условий,
установленных указанным Соглашением.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|