УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 30 сентября 2002 г. N 28-11/46807
Согласно п. 2 ст. 239 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2001
N 198-ФЗ (далее - Кодекс) освобождаются от уплаты единого
социального налога (далее - ЕСН) налогоплательщики - работодатели
с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений,
выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства,
в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства
в соответствии с законодательством Российской Федерации или
условиями договора с работодателем не обладают правом на
государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую
помощь, осуществляемые соответственно за счет средств
Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального
страхования Российской Федерации, фондов обязательного
медицинского страхования в части, зачисляемой в тот фонд, на
выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без
гражданства не обладает правом.
В соответствии со ст. 7 Кодекса в случае если международным
договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся
налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем
предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах,
применяются правила и нормы международных договоров Российской
Федерации.
При применении п. 2 ст. 239 Кодекса в первую очередь следует
принимать во внимание наличие международного договора между
Российской Федерацией и иностранным государством, содержащего
нормы, в соответствии с которыми на иностранных граждан
распространяются или не распространяются нормы законодательства
страны трудоустройства (в рассматриваемом случае - Российской
Федерации) о социальном, пенсионном и медицинском обеспечении
иностранных работников, работающих на территории стороны
трудоустройства.
В случае отсутствия международного договора между Российской
Федерацией и иностранным государством, гражданином которого
является работник, применение норм указанного выше пункта Кодекса
регулируется законодательством Российской Федерации. При этом
условия договора не должны противоречить законодательству
Российской Федерации.
В соответствии с законодательством налог не начисляется на
выплаты и вознаграждения, выплачиваемые в пользу иностранных
граждан и лиц без гражданства:
- в федеральный бюджет - временно пребывающим на территории
Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и
по договорам гражданско - правового характера, предметом которых
является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским
договорам;
- в фонды обязательного медицинского страхования - временно
пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по
договорам гражданско - правового характера, предметом которых
является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским
договорам;
- в Фонд социального страхования Российской Федерации - как
временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской
Федерации и работающим по договорам гражданско - правового
характера, предметом которых является выполнение работ (оказание
услуг), а также по авторским договорам.
Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие
в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с
гражданами Российской Федерации, за исключением случаев,
установленных федеральным законом или международным договором
Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона СССР от 24.06.81 N 5152-Х "О
правовом положении иностранных граждан в СССР" под иностранными
гражданами, постоянно проживающими на территории Российской
Федерации, понимаются иностранные граждане, которые имеют
разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел
Российской Федерации.
Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской
Федерации на ином законном основании, считаются временно
пребывающими в Российской Федерации.
Таким образом, определяющим обстоятельством для установления
права иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное
обеспечение по законодательству Российской Федерации является их
статус как постоянно проживающих на территории Российской
Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации право
граждан на получение базовой части трудовой пенсии неразрывно
связано с обязанностью производить уплату налога в федеральный
бюджет. Лица (работодатели), осуществляющие свою деятельность на
территории Российской Федерации, независимо от форм собственности
и финансово - хозяйственной деятельности уплачивают налог в
федеральный бюджет только за тех иностранных граждан, которые
имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что правовое положение и пребывание
иностранных граждан на территории Российской Федерации
регламентируются законодательством Российской Федерации, в
частности:
- Законом СССР от 24.06.81 N 5152-Х "О правовом положении
иностранных граждан в СССР";
- Правилами пребывания иностранных граждан в СССР (Российской
Федерации), включая порядок оформления документов на право
жительства на территории Российской Федерации иностранным
гражданам, временно пребывающим на территории Российской
Федерации, определенными постановлением Кабинета Министров СССР от
26.04.91 N 212;
- Положением о привлечении и использовании в Российской
Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 16.12.93 N 2146.
С целью выяснения факта возникновения для лица (работодателя)
обязанности производить уплату налога в федеральный бюджет за
иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ,
необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус
постоянно проживающего в Российской Федерации (вид на жительство с
правом постоянного проживания и отметку в паспорте о регистрации
по месту жительства на территории Российской Федерации или наличие
у него свидетельства о регистрации по месту жительства на
территории Российской Федерации).
Таким образом, налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет,
начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые иностранным
гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в
Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и
по договорам гражданско - правового характера, предметом которых
является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
застрахованными лицами являются, в частности, проживающие на
территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без
гражданства.
Следовательно, страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации не начисляются на выплаты и вознаграждения в
пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно
пребывающих на территории Российской Федерации.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|