Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.10.2002 N 3-243/2002 ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 23.01.2002 N 2 (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


                       МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
                                   
                      Именем Российской Федерации
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                        от 16 октября 2002 года
                                   
                           Дело N 3-243/2002
   
                             (Извлечение)
   
       Судебная  коллегия по гражданским делам Московского  городского
   суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  3-
   243/2002  по  заявлению районной управы Пресненского района  города
   Москвы  о  признании противоречащими федеральному  законодательству
   подпунктов  1,  2,  3, 4 пункта 3 статьи 2, в  части  требования  к
   состоянию  на  учете  нуждающихся в улучшении жилищных  условий  не
   менее  5  лет,  4  лет,  4 лет и 3 лет соответственно,  предложения
   первого пункта 6 статьи 2 в части требования слов "не менее 2  лет"
   и  "имеющих  4  и более детей" Закона города Москвы "О  приоритетах
   предоставления  в  пользование или приобретения в  собственность  с
   помощью  города  жилых помещений в 2002-2003 годах"  от  23  января
   2002 года N 2,
   
                              установила:
   
       районная управа Пресненского района г. Москвы обратилась в  суд
   с     жалобой     о    признании    противоречащими    федеральному
   законодательству   ряда   положений   Закона   города   Москвы   "О
   приоритетах   предоставления  в  пользование  или  приобретения   в
   собственность  с помощью города жилых помещений в 2002-2003  годах"
   от 23 января 2002 года N 2.
       В судебном заседании 05.06.2002 представитель заявителя уточнил
   свои  требования  и  просил  признать противоречащими  федеральному
   законодательству пункт 4 статьи 1 в части слов "не менее  10  лет",
   подпункт  1  пункта  3  статьи 2 в части слов  "не  менее  5  лет",
   подпункт  2  пункта  3  статьи 2 в части слов  "не  менее  4  лет",
   подпункт  3  пункта  3  статьи 2 в части слов  "не  менее  4  лет",
   подпункт  4  пункта  3  статьи 2 в части слов  "не  менее  3  лет",
   предложение  первое пункта 6 статьи 2 в части слов "не  менее  двух
   лет"  и  "имеющим  4  и  более  детей"  Закона  города  Москвы   "О
   приоритетах   предоставления  в  пользование  или  приобретения   в
   собственность  с помощью города жилых помещений в 2002-2003  годах"
   от 23 января 2002 года N 2.
       В  судебном  заседании  04.09.2002 дело в  части  требований  о
   признании  противоречащими федеральному законодательству  пункта  4
   статьи  1  в части слов "не менее 10 лет" Закона города  Москвы  "О
   приоритетах   предоставления  в  пользование  или  приобретения   в
   собственность  с помощью города жилых помещений в 2002-2003  годах"
   от  23  января  2002 года N 2 производством прекращено  в  связи  с
   отказом представителя заявителя от данной части требований.
       Представитель  районной управы Б. пояснил, что просит  признать
   несоответствующими федеральному законодательству  подпункты  1,  2,
   3,  4 пункта 3 статьи 2 в части слов "не менее 5 лет", "не менее  4
   лет",  "не  менее  4  лет"  и  "не  менее  3  лет"  соответственно,
   поскольку  граждане должны обеспечиваться жильем в  зависимости  от
   времени  постановки на учет, т.е. согласно очередности по отдельным
   спискам в соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР.
       Кроме  того,  поддержал  требования о признании  противоречащим
   федеральному законодательству пункта 6 статьи 2, в части  слов  "не
   менее  2  лет"  и "имеющим 4 и более детей", ссылаясь  на  то,  что
   многодетной    является    семья,   в    которой    имеется    трое
   несовершеннолетних детей.
       Представители  Московской городской Думы М. и К., представитель
   Мэра  города Москвы Р. требования не признали, указывая на то,  что
   оспариваемым  Законом регулируется предоставление  жилых  помещений
   за  счет  средств  субъекта. Город Москва,  как  собственник  жилых
   помещений  вправе предусмотреть определенные учетно-организационные
   правила с целью наиболее справедливого распределения жилья.
       Представитель  заинтересованного  лица  Департамента   жилищной
   политики   города   Москвы   П.  возражал   против   удовлетворения
   требований,  указывая,  что  права РУ "Пресненский"  -  как  органа
   местного самоуправления не нарушены.
       Выслушав  представителя  районной  управы  Пресненского  района
   города Москвы Б., представителей Московской городской Думы К.,  М.,
   представителя  Мэра  Москвы Р., представителя  ДЖП  г.  Москвы  П.,
   исследовав   письменные   материалы   дела,   выслушав   заключение
   прокурора Л. полагавшей в удовлетворении жалобы отказать,  судебная
   коллегия   приходит   к  выводу,  что  жалоба   не   обоснована   и
   удовлетворению не подлежит.
       В  судебном  заседании  установлено, что от  23.01.2002  принят
   Закон   города   Москвы  N  2  "О  приоритетах   предоставления   в
   пользование  или  приобретение  в собственность  с  помощью  города
   жилых помещений в 2002-2003 годах".
       Названный Закон, в соответствии с его преамбулой, устанавливает
   приоритеты   предоставления  в  пользование  или   приобретения   в
   собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах.
       Согласно подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации
   жилищное   законодательство   находится   в   совместном    ведении
   Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       В  соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
   акт  государственного органа или органа местного самоуправления,  а
   в  случаях,  предусмотренных законом,  также  нормативный  акт,  не
   соответствующие  закону  или  иным  правовым  актам  и   нарушающие
   гражданские  права  и  охраняемые законом интересы  гражданина  или
   юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
       В  силу  п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы  и
   иные  нормативные правовые акты субъектов Российской  Федерации  не
   могут  противоречить  федеральным законам,  принятым  по  предметам
   ведения  Российской  Федерации и по предметам  совместного  ведения
   Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации.  В  случае
   противоречия между федеральным законом и иными актами, изданными  в
   Российской Федерации, действует федеральный закон.
       Статья  2 Закона города Москвы "О приоритетах предоставления  в
   пользование  или  приобретения  в собственность  с  помощью  города
   жилых   помещений  в  2002-2003  годах"  устанавливает,  что  жилые
   помещения,    находящиеся    в   собственности    города    Москвы,
   предоставляются   гражданам   в   соответствии    с    существующей
   очередностью на улучшение жилищных условий, а также с учетом  льгот
   по предоставлению жилых помещений.
       Согласно   пункту   3   статьи   2   Закона   жилые   помещения
   предоставляются:
       Семьям,  имеющим в своем составе проживающих в городе Москве  с
   рождения  или не менее 10 лет детей-инвалидов, инвалидов  I  группы
   или   граждан,   признанных   тяжелобольными   в   соответствии   с
   законодательством,  состоящим  на  учете  нуждающихся  в  улучшении
   жилищных условий:
       1)  не  менее  5  лет, проживающим в отдельных  квартирах,  при
   получении жилого помещения по договору социального найма;
       2)  не  менее  4  лет, проживающим в отдельных  квартирах,  при
   получении жилого помещения по договору коммерческого найма либо  по
   договору безвозмездного пользования;
       3)  не  менее  4  лет, проживающим в отдельных  квартирах,  при
   условии, что к указанным в настоящей части категориям относятся  не
   менее  двух лиц, при получении жилого помещения независимо от  вида
   договора;
       4)  не  менее  3  лет,  проживающим  в  условиях  коммунального
   заселения,  при  получении  жилого  помещения  независимо  от  вида
   договора.
       Пунктом 6 ст. 2 Закона города Москвы устанавливается, что жилые
   помещения   предоставляются  состоящим  на  учете   нуждающихся   в
   улучшении  жилищных  условий не менее  2  лет  многодетным  семьям,
   имеющим  4 и более детей, проживающим в городе Москве не  менее  10
   лет или с рождения.
       Таким  образом, Закон города Москвы предусматривает, что  жилые
   помещения    предоставляются   в   соответствии   с    существующей
   очередностью на улучшение жилищных условий, вместе с тем,  пунктами
   1-9  ст.  2 Закона города Москвы определены приоритетные группы  на
   предоставление   жилья  в  2002-2003  гг.,  в  том,   числе   и   в
   оспариваемых заявителем подпунктах 1-4 пункта 3 статьи 2, пункте  6
   ст. 2.
       Судебная   коллегия   приходит  к  выводу,   что   оспариваемые
   заявителем    нормы   Закона   города   Москвы    "О    приоритетах
   предоставления  в  пользование или приобретения в  собственность  с
   помощью  города  жилых  помещений в 2002-2003  годах"  федеральному
   законодательству не противоречат.
       В   соответствии   со   ст.   33  ЖК  РСФСР   жилые   помещения
   предоставляются  гражданам,  состоящим  на  учете   нуждающихся   в
   улучшении  жилищных  условий,  в  порядке  очередности,  исходя  из
   времени  принятия  их  на учет и включения в  списки  на  получение
   жилых помещений.
       Частью  1  ст.  13 Закона Российской Федерации от 24.12.1992  N
   4218-1   "Об  основах  федеральной  жилищной  политики"   (в   ред.
   Федеральных  законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997  N  68-ФЗ,
   от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-
   ФЗ)  устанавливается,  что порядок и условия предоставления  жилого
   помещения  по  договору  найма гражданам, нуждающимся  в  улучшении
   жилищных  условий,  определяют  органы  государственной  власти   и
   управления  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  в
   соответствии   с   существующей  очередью  на  улучшение   жилищных
   условий,  а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений,
   установленных   органами  государственной   власти   и   управления
   Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации  (в
   ред. Федерального закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ).
       Кроме того, статьей 17 Федерального закона "О социальной защите
   инвалидов   в   Российской  Федерации"  N  181-ФЗ   от   24.11.1995
   устанавливается,  что  инвалиды и семьи,  имеющие  детей-инвалидов,
   нуждающиеся  в улучшении жилищных условий, принимаются  на  учет  и
   обеспечиваются  жилыми помещениями с учетом льгот,  предусмотренных
   законодательством    Российской   Федерации   и   законодательством
   субъектов Российской Федерации.
       Жилые  помещения  предоставляются  инвалидам,  семьям,  имеющим
   детей-инвалидов,   с   учетом   состояния   здоровья    и    других
   заслуживающих внимания обстоятельств.
       Таким   образом,  федеральным  законодательством  предоставлено
   право  органам  власти  субъекта Российской  Федерации,  установить
   порядок   и  условия  предоставления  жилых  помещений,   а   также
   предусмотреть  дополнительные льготы в обеспечении граждан  жильем,
   помимо установленных федеральным законодательством.
       Статьей 2 Закона города Москвы "О приоритетах предоставления  в
   пользование  или  приобретения  в собственность  с  помощью  города
   жилых  помещений  в  2002-2003 годах"  устанавливается,  что  жилые
   помещения,    находящиеся    в   собственности    города    Москвы,
   предоставляются   гражданам   в   соответствии    с    существующей
   очередностью  на улучшение жилищных условий, что соответствует  ст.
   33  ЖК  РСФСР, установление помимо этого в подпунктах 1-4 пункта  3
   статьи  2  и  в предложении 1 п. 6 ст. 2, правил предусматривающих,
   что  жилые  помещения предоставляются с учетом имеющихся  льгот  по
   предоставлению жилых помещений, соответствует ст. 13 Закона РФ  "Об
   основах федеральной жилищной политики".
       То  обстоятельство,  что предоставление в приоритетном  порядке
   очередникам,  указанным в подпунктах 1-4  пункта  3  ст.  2  Закона
   носит  льготный характер подтверждается содержанием п. 10 статьи  2
   Закона  города  Москвы "О приоритетах предоставления в  пользование
   или  приобретения в собственность с помощью города жилых  помещений
   в   2002-2003   годах",   в  соответствии   с   нормами   которого,
   устанавливается, что жилые помещения, находящиеся  в  собственности
   города   Москвы,   предоставляются  гражданам  в   соответствии   с
   существующей очередностью на улучшение жилищных условий, а также  с
   учетом  льгот  по предоставлению жилых помещений и иным  гражданам,
   состоящим  на  учете  нуждающихся в улучшении жилищных  условий,  в
   соответствии  с  законодательством Российской  Федерации  и  города
   Москвы  после  обеспечения  граждан, перечисленных  в  статье  1  и
   частях 1-9 статьи 2 настоящего Закона.
       Поскольку      действующее     федеральное     законодательство
   предоставляет  субъекту Российской Федерации право на  установление
   дополнительных   льгот   некоторым   категориям   граждан,   помимо
   установленных   федеральным  законодательством,   то   установление
   приоритета в обеспечении жилыми помещениями семей, имеющих в  своем
   составе   детей-инвалидов,  инвалидов   I   группы   или   граждан,
   признанных   тяжелобольными  в  соответствии  с  законодательством,
   состоящих  на  учете  нуждающихся в улучшении жилищных  условий  не
   менее  5  лет,  4 лет, 3 лет соответственно, а также предоставление
   приоритета  многодетным  семьям имеющим четырех  и  более  детей  и
   состоящих  на  учете  не менее двух лет, в зависимости  от  условий
   проживания    (коммунальная    квартира,    наличие    двух     лиц
   соответствующей    категории)    не    противоречит    федеральному
   законодательству.
       Кроме того, подп. "б" п. 2 постановления Совета Министров РСФСР
   от  31.07.1984  N  335  "О  порядке учета  граждан,  нуждающихся  в
   улучшении  жилищных  условий, и предоставления  жилых  помещений  в
   РСФСР"  на  Советы  Министров автономных республик,  исполнительные
   комитеты   краевых,   областных,   Московского   и   Ленинградского
   городских   Советов   народных  депутатов   возложена   обязанность
   определить   порядок  выделения  жилой  площади   для   обеспечения
   граждан,  нуждающихся в улучшении жилищных условий  и  пользующихся
   правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.
       В  связи  с  чем, органы государственной власти  города  Москвы
   обязаны  принять  нормативный  акт,  которым  определяется  порядок
   выделения   жилой  площади  для  обеспечения  граждан  пользующихся
   правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.
       Оспариваемые районной управой нормы связаны с нормами п. 1  ст.
   3  Закона,  предусматривающего, что общая площадь жилых  помещений,
   оставшаяся  за  вычетом  общей  площади  жилых  помещений,  которая
   необходима   для  обеспечения  граждан,  указанных   в   статье   1
   настоящего   Закона,  распределяется  в  следующей  пропорции:   60
   процентов  общей площади жилых помещений - на обеспечение  граждан,
   указанных  в  частях  1,  2, 3, 4 статьи 2  настоящего  Закона;  30
   процентов  общей площади жилых помещений - на обеспечение  граждан,
   указанных  в  частях 5, 6, 7, 8, 9 статьи 2 настоящего  Закона;  10
   процентов  общей  площади жилых помещений  -  на  обеспечение  всех
   граждан,  перечисленных  в  настоящем Законе,  по  договору  купли-
   продажи с рассрочкой платежа.
       Для  обеспечения  граждан,  нуждающихся  в  улучшении  жилищных
   условий  в  бюджете  города  предусматриваются  денежные  средства,
   включаемые в расходную часть бюджета.
       Так, Законом города Москвы от 23.11.2001 N 60 "О бюджете города
   Москвы  на  2002 год" (в ред. Закона города Москвы от 26.06.2002  N
   33)  утверждены  расходы  бюджета города  Москвы  на  2002  год  по
   разделам  функциональной классификации на субсидии на строительство
   или  приобретение  жилых помещений, включая субсидии  гражданам,  в
   отношении  которых  принято  решение  о  предоставлении  им  жилого
   помещения  по  договору  социального  найма,  а  также  компенсации
   собственникам  жилых  помещений, изымаемых  для  государственных  и
   муниципальных нужд в размере 1120000 тыс. рублей (ст. 8 п. 5).
       В   силу   ст.   8  Бюджетного  кодекса  Российской   Федерации
   утверждение  и  исполнение бюджетов субъектов Российской  Федерации
   отнесены   к  исключительной  компетенции  органов  государственной
   власти субъектов Российской Федерации.
       Таким  образом,  Московская городская  Дума,  установив  размер
   бюджетных  средств,  направляемых  на  обеспечение  нуждающихся   в
   улучшении  жилищных  условий граждан жилыми помещениями  (Закон  "О
   бюджете  города  Москвы на 2002 г.") и пропорционально  распределив
   общую  площадь  жилых помещений для предоставления  соответствующим
   категориям   очередников  (п.  1  ст.  3  Закона   "О   приоритетах
   предоставления  в  пользование или приобретения в  собственность  с
   помощью  города  жилых помещений в 2002-2003 годах"),  была  вправе
   определить  категории граждан, которым данная жилая  площадь  будет
   предоставлена, с учетом выделенных на эти цели средств  (подп.  1-4
   п. 3 ст. 2 Закона города Москвы).
       Такое  распределение жилой площади, с учетом выделенных  на  ее
   строительство   средств,  соответствует   установленному   ст.   38
   Бюджетного  кодекса  РФ принципу адресности  и  целевого  характера
   бюджетных  средств, означающему, что бюджетные средства  выделяются
   в   распоряжение   конкретных  получателей  бюджетных   средств   с
   обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
       Оспариваемые нормы не содержат положений, устанавливающих,  что
   иные   граждане,  признанные  нуждающимися  в  улучшении   жилищных
   условий,  помимо  указанных в подп. 1-4 п. 3 ст.  2  и  предложении
   первом п. 6 ст. 2 не будут обеспечиваться жилыми помещениями.
       Напротив,  в п. 10 ст. 2 Закона города Москвы указывается,  что
   жилая  площадь предоставляется и иным гражданам, состоящим на учете
   нуждающихся   в  улучшении  жилищных  условий,  в  соответствии   с
   законодательством  Российской  Федерации  и  города  Москвы   после
   обеспечения граждан, перечисленных в статье 1 и частях  1-9  статьи
   2 настоящего Закона.
       В  связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что
   оснований  к  удовлетворению заявления районной управы Пресненского
   района   г.   Москвы   о  признании  противоречащими   федеральному
   законодательству  подп. 1-4 п. 3 ст. 1 в части  слов  "не  менее  5
   лет",  "не  менее  4 лет", "не менее 4 лет", "не менее  3  лет",  а
   также  предложения первого п. 6 ст. 2 в части слов "не  менее  двух
   лет".  Не  противоречит федеральному законодательству  указание  на
   то,  что приоритет на предоставление жилья имеют многодетные  семьи
   имеющие "4 и более детей".
       Представитель районной управы ссылался на то, что  указывал  на
   то,  что в соответствии с федеральным законодательством многодетной
   признается  семья имеющая трех и более детей, указание на  то,  что
   многодетной является семья имеющая четырех и более детей,  ухудшает
   положение семей имеющих трех детей.
       С  такими  доводами согласиться нельзя, пунктом 6 ст. 2  Закона
   города   Москвы   не   устанавливается  и   не   вводится   понятия
   "многодетная  семья", в нормах данного пункта  указывается  на  то,
   что   в   приоритетом   порядке   жилая   площадь   предоставляется
   многодетным семьям, имеющим четырех и более детей.
       С   учетом  изложенного  выше,  указание  на  предоставление  в
   приоритетном   порядке   жилой  площади  таким   семьям,   является
   дополнительной   льготой,   предоставленной   многодетным    семьям
   законодательством   субъекта   Российской   Федерации,    что    не
   противоречит федеральному законодательству.
       На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
   судебная коллегия
   
                                решила:
   
       в  удовлетворении заявления районной управы Пресненского района
   города    Москвы    о   признании   противоречащими    федеральному
   законодательству подпунктов 1, 2, 3, 4 пункта 3 статьи 2,  в  части
   требования  к  состоянию на учете нуждающихся в улучшении  жилищных
   условий  не  менее  5  лет, 4 лет, 4 лет и  3  лет  соответственно,
   предложения  первого пункта 6 статьи 2 в части  слов  "не  менее  2
   лет"  и  "имеющих  4  и  более  детей"  Закона  города  Москвы   "О
   приоритетах   предоставления  в  пользование  или  приобретения   в
   собственность  с помощью города жилых помещений в 2002-2003  годах"
   от 23 января 2002 года N 2 отказать.
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz