УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 17 октября 2002 г. N 28-11/48940
Вопрос: Предприятие применяет регрессивную шкалу по ЕСН.
Работнику - инвалиду II группы за период с января по июнь 2002
года была начислена заработная плата в сумме 89230 руб. 50 коп. С
этой суммы не был исчислен ЕСН в соответствии со ст. 239
Налогового кодекса Российской Федерации, но были начислены
страховые взносы на финансирование страховой и накопительной
частей трудовой пенсии в размере 12492 руб. 27 коп.
В июле 2002 года этому же работнику начислена заработная плата
в сумме 17307 руб. 50 коп. Соответственно налоговая база за 7
месяцев 2002 года составила 106538 руб. Сумма страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации составила 14516 руб. 50 коп.
(100000 руб. x 14% + 6538 руб. x 7,9% = 14000 руб. + 516 руб. 50
коп.). ЕСН уплачен в размере 1412 руб. 21 коп. (в федеральный
бюджет: 6538 руб. x 14% = 915 руб. 32 коп.; в бюджет Фонда
социального страхования Российской Федерации: 6538 руб. x 4% = 261
руб. 52 коп.; в бюджет фондов обязательного медицинского
страхования Российской Федерации: 6538 руб. x 3,6% = 235 руб. 37
коп.).
Просьба разъяснить правильность исчисления ЕСН и страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ответ:
Статьей 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(далее - Закон) определено, что данный Закон устанавливает основы
государственного регулирования обязательного пенсионного
страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе
обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и
порядок осуществления прав и обязанностей, ответственность
субъектов обязательного пенсионного страхования.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона объектом обложения страховыми
взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект
налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу,
установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Пунктом 1 ст. 237 Кодекса (в редакции Федерального закона от
31.12.2001 N 198-ФЗ) определено, что налоговая база по единому
социальному налогу (далее - ЕСН) налогоплательщиков - лиц,
производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма
выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236
Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в
пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и
вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса)
вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные
выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ,
услуг, имущественных и иных прав), предназначенных для
физического лица - работника или членов его семьи, в том числе
коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах,
оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования
(за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1
ст. 238 Кодекса).
Статьей 239 Кодекса установлены льготы по ЕСН для определенных
категорий налогоплательщиков, в частности, для организаций любых
организационно - правовых форм - с сумм выплат и иных
вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода
100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II и
III группы.
В свою очередь, Законом не установлены льготы по уплате
страховых взносов, а также не содержится отсылочных норм на
положения Кодекса, устанавливающие налоговые льготы по ЕСН (ст.
239 Кодекса).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не
являются составной частью ЕСН, относятся к обязательным платежам
и подлежат уплате в установленном Законом порядке.
В связи с тем, что налоговая база по ЕСН и база для исчисления
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у
налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы в соответствии
со ст. 239 Кодекса, не равны, в расчете по авансовым платежам по
единому социальному налогу, утвержденном приказом МНС России от
01.02.2002 N БГ-3-05/49 (с учетом изменений и дополнений,
внесенных приказом МНС России от 17.07.2002 N БГ-3-05/367), для
таких налогоплательщиков предусмотрен особый порядок исчисления
суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет.
При этом для исчисления ими суммы налога, подлежащей уплате в
федеральный бюджет, применяется одна вторая ставок налога,
установленных для данной категории налогоплательщиков ст. 241
Кодекса, с учетом соблюдения условия на право применения
регрессивных ставок налога.
В приведенном примере расчет начислений страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации и ЕСН произведен верно.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|