ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2002 г. N 880-ПП
ОБ ИТОГАХ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ ЗА 2001 ГОД
С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ
ПАЛАТОЙ МОСКВЫ
Постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2002 года N
319-ПП "Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2001 год"
одобрены основные параметры исполнения бюджетных показателей,
утвержденных на 2001 год. Проект закона города Москвы "Об
исполнении бюджета Москвы за 2001 год" представлен в Московскую
городскую Думу.
Внешней проверкой отчета об исполнении бюджета города Москвы,
проведенной Контрольно - счетной палатой Москвы в апреле - июне
текущего года, отмечено, что в 2001 году Правительством Москвы
обеспечено исполнение бюджета города Москвы в соответствии с
основными направлениями бюджетной политики и положениями Закона
города Москвы от 27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города
Москвы на 2001 год". В качестве главного результата констатируется
сохранение социальной направленности использования бюджетных
средств и сокращение объема государственного долга города Москвы.
Результаты проверки исполнения доходной части бюджета показали,
что по всем кодам бюджетной классификации суммы, отраженные в
отчете, соответствуют фактическому поступлению средств в бюджет,
что обеспечивалось соблюдение нормативов распределения
регулирующих доходов и сроков их перечисления. При общем
исполнении доходов городского бюджета в 2001 году на 101,8% имеет
место невыполнение установленных заданий по налогу на прибыль,
налогу с продаж и акцизам, причиной которого является отвлечение
средств в форме налоговых льгот, а также изменение порядка
исчисления акцизов. Вместе с тем контроль за обоснованностью и
законностью предоставления льгот не всегда проводился своевременно
и эффективно. Кроме того, доходный потенциал бюджета города Москвы
снижается в связи с наличием значительных сумм недоимки, в первую
очередь, по налогу на прибыль.
До настоящего времени не переведены на казначейский метод
исполнения бюджета средства, полученные в процессе приватизации
государственного имущества города Москвы. Указанные средства
продолжают аккумулироваться на счетах Департамента имущества
города Москвы и специализированного государственного унитарного
предприятия по продаже государственного и муниципального имущества
города Москвы.
В качестве нерешенных проблем исполнения доходов в 2001 году
отмечено отсутствие в представленном законопроекте данных об
объемах средств, полученных бюджетными учреждениями от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также
значительное увеличение суммы поступлений, оставшихся
невыясненными на конец отчетного года.
Представленные в законопроекте данные о расходовании бюджетных
средств по основным разделам и подразделам бюджетной классификации
соответствуют направлениям, предусмотренным в Законе города Москвы
от 27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города Москвы на 2001
год", и их фактическому исполнению. Вместе с тем как в материалах
внешней проверки Контрольно - счетной палаты Москвы, так и в ходе
контрольной работы, проводимой органами исполнительной власти
Москвы, по-прежнему устанавливаются факты нерационального и
нецелевого использования бюджетных средств, что является
следствием как организационных недостатков, так и прямых нарушений
бюджетного законодательства. По результатам внешней проверки
Палатой отмечены недостатки в планировании расходных показателей и
организации порядка бухгалтерского учета при использовании
бюджетных средств, несоблюдение предельного уровня перемещения
бюджетных ассигнований между объектами бюджетной классификации,
нецелевое использование резервного фонда, предусмотренного в
бюджете города Москвы.
Контрольными проверками и ревизиями органов исполнительной
власти города Москвы в 2001 году по-прежнему выявлялись факты
завышения тарифов при оплате коммунальных услуг, норм, расценок и
коэффициентов при финансировании выполненных работ по эксплуатации
и капитальному ремонту жилищного фонда, благоустройству города,
текущему и капитальному ремонту в учреждениях социальной сферы, а
также необоснованного возмещения убытков теплоснабжающих
организаций и занижения доходов по эксплуатационным сборам с
арендаторов. В ходе проверок, проведенных финансовыми органами
города Москвы в 2001 году, установлены факты завышения смет
расходов бюджетных учреждений, нерациональные и нецелевые расходы
на сумму 656 млн. рублей, в том числе по отрасли "Образование" -
217000000 рублей (почти 33%), в жилищно - коммунальном хозяйстве -
251000000 рублей (более 38%).
Рассмотрев итоги исполнения бюджета города Москвы за 2001 год и
материалы внешней проверки отчета об исполнении бюджета города
Москвы, Правительство Москвы постановляет:
1. Признать, что отчетные показатели об исполнении бюджета
города Москвы за 2001 год в целом соответствуют положениям Закона
города Москвы от 27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города
Москвы на 2001 год".
2. Обратить внимание руководителей комплексов городского
управления, департаментов, комитетов, управлений Правительства
Москвы и префектов административных округов на необходимость
принятия действенных и неотложных мер по устранению недостатков и
нарушений, выявленных Контрольно - счетной палатой Москвы и
контролирующими органами исполнительной власти города Москвы при
исполнении бюджета города Москвы за 2001 год, имея в виду
реализацию конкретных мероприятий, исключающих недоборы
причитающихся бюджету города Москвы доходов и нерациональное
расходование бюджетных средств.
3. Департаменту имущества города Москвы:
3.1. В целях увеличения доходов бюджета города Москвы от
использования городской собственности активизировать работу по
сдаче в аренду нежилых помещений, находящихся в собственности
города Москвы, имея в виду увеличение объемов площади, организацию
четкого учета этого городского имущества, а также приближение
ставок арендной платы к уровню, действующему на коммерческом
рынке, при условии сохранения системы предоставления льгот для
приоритетных и социально значимых отраслей городской экономики.
3.2. Обеспечить в соответствии с казначейским методом
исполнения бюджета зачисление с 1 октября 2002 года всех средств
от продажи имущества, находящегося в государственной
собственности, на счета по исполнению бюджета города Москвы.
4. Установить, что при исполнении бюджета города Москвы
средства, поступающие на счета бюджетных учреждений от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности,
учитываются по методике, установленной Министерством финансов
Российской Федерации для отчетности об исполнении федерального
бюджета.
5. Руководителю Комплекса экономической политики и развития
Правительства Москвы совместно с Департаментом финансов г. Москвы
продолжить работу по сокращению объемов недоимки по платежам в
бюджет Москвы в рамках мер, определенных постановлениями
Правительства Москвы от 25 сентября 2001 года N 864-ПП "О ходе
выполнения мероприятий по сокращению задолженности предприятий и
организаций по платежам в городской бюджет и территориальный
дорожный фонд" и от 7 мая 2002 года N 328-ПП "О дополнении
постановления Правительства Москвы от 25 сентября 2001 года N
864-ПП".
6. В порядке устранения недостатков, отмеченных в организации
учета и составлении отчетности по операциям, связанным с
привлечением и погашением долговых обязательств города Москвы:
6.1. Принять к сведению, что Комитетом муниципальных займов и
развития фондового рынка Правительства Москвы в августе текущего
года перечислены в бюджет города Москвы остатки на внебюджетных и
валютных счетах, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2002
года.
6.2. Департаменту финансов г. Москвы и Комитету муниципальных
займов и развития фондового рынка Правительства Москвы в недельный
срок сформировать рабочую группу для разработки регламента
взаимодействия при осуществлении операций по привлечению,
обслуживанию и погашению долговых обязательств города Москвы в
условиях реализации требований Бюджетного кодекса Российской
Федерации о казначейском методе исполнения бюджета.
Обеспечить представление указанного регламента на утверждение
Мэра Москвы не позднее 15 ноября 2002 года.
6.3. Департаменту финансов г. Москвы, учитывая отсутствие в
действующем законодательстве положений о порядке учета ценных
бумаг, в 10-дневный срок направить в Министерство финансов
Российской Федерации запрос о порядке учета стоимости ценных
бумаг, приобретенных за счет бюджетных средств.
6.4. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка
Правительства Москвы совместно с Департаментом экономической
политики и развития г. Москвы и Департаментом финансов г. Москвы
до 1 декабря 2002 года представить на рассмотрение Мэра Москвы
предложения о целесообразности формирования и механизме
функционирования бюджетных ресурсов, используемых в целях
оперативного управления государственным долгом города Москвы и
обеспечения его оптимальной структуры.
7. Департаменту финансов г. Москвы:
7.1. До конца 2002 года перевести на казначейский метод
исполнения бюджета города Москвы с открытием лицевых счетов
расходы по погашению и обслуживанию долговых обязательств города
Москвы.
7.2. Усилить контроль за достоверностью информации по погашению
и обслуживанию долговых обязательств города, проводимых со счетов
главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.
7.3. До конца 2002 года привести в соответствие с бюджетной
классификацией Российской Федерации порядок планирования и
отражения в учете операций по погашению и обслуживанию долговых
обязательств города Москвы.
7.4. Обеспечить соответствие учета по видам и формам долговых
обязательств в долговой книге государственного долга города
Москвы, в учете по исполнению бюджета и на лицевых счетах
получателей бюджетных средств.
8. В целях усиления контроля за взысканием в бюджет города
Москвы средств, выданных на возвратной основе, и упорядочения
работы по предоставлению кредитов из бюджета города Москвы:
8.1. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка
Правительства Москвы и Департаменту науки и промышленной политики
Правительства Москвы до 1 ноября 2002 года представить в Комплекс
экономической политики и развития Правительства Москвы материалы
инвентаризации задолженности по средствам, выданным на возвратной
основе за счет бюджета и внебюджетных источников, и обеспечить
зачисление в бюджет города Москвы средств, поступающих в качестве
возврата инвестиционного финансирования, выданного на возвратной
основе, и процентов за его предоставление.
8.2. Департаменту градостроительной политики, развития и
реконструкции города до 1 ноября 2002 года завершить выверку
задолженности заемщиков по средствам, выданным на основании
распоряжения Мэра Москвы от 20 марта 1995 года N 127-РМ "Об
изменении порядка формирования средств на развитие строительного
комплекса города".
8.3. Руководителю Комплекса экономической политики и развития
Правительства Москвы совместно с Комитетом муниципальных займов и
развития фондового рынка Правительства Москвы, Департаментом науки
и промышленной политики Правительства Москвы, Департаментом
градостроительной политики, развития и реконструкции города,
Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы
и Департаментом финансов г. Москвы до 1 декабря 2002 года:
8.3.1. На основе проведенной инвентаризации задолженности по
средствам, выданным на возвратной основе за счет бюджета и
внебюджетных источников, определить возможность переоформления
заключенных ранее договоров о возвратном финансировании в договоры
бюджетных кредитов в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации и города Москвы.
8.3.2. Подготовить проект распорядительного документа
Правительства Москвы о включении новых договоров в отчетность по
исполнению бюджета города Москвы.
8.4. Департаменту финансов г. Москвы совместно с главными
распорядителями бюджетных средств, имеющими право предоставлять
бюджетные кредиты, начиная с 2003 года ввести раздельное
планирование и учет сумм возврата в бюджет ранее выданных кредитов
и кредитов, предполагаемых к выдаче в текущем бюджетном году.
9. Обратить внимание руководителей комплексов городского
управления, департаментов, комитетов и управлений Правительства
Москвы на недопустимость принятия решений по обеспечению
функционирования отраслей городского хозяйства и бюджетной сферы,
не подкрепленных необходимыми финансовыми ресурсами.
10. В целях исключения внепланового расходования бюджетных
средств и предотвращения образования кредиторской задолженности:
10.1. Руководителям департаментов, комитетов и управлений,
префектам административных округов установить строгий контроль за
соблюдением подведомственными распорядителями и получателями
бюджетных средств плановых назначений по объектам бюджетной
классификации и не допускать перерасхода установленных лимитов
бюджетных обязательств.
10.2. Установить, что плановые ассигнования текущего года могут
направляться на погашение кредиторской задолженности,
образовавшейся на 1 января 2002 года по работам и услугам,
выполненным и принятым заказчиками на объектах, включенных в
утвержденные программы, в пределах бюджетных обязательств текущего
года. Погашение кредиторской задолженности по сверхплановым
(сверхлимитным) объемам работ и на объектах, не включенных в
программы текущего года, не производится.
10.3. Руководителям комплексов городского управления
Правительства Москвы совместно с Департаментом экономической
политики и развития г. Москвы и Департаментом финансов г. Москвы
обеспечить выполнение п. 5 постановления Правительства Москвы от
22 января 2002 года N 48-ПП "О ходе реализации мер по переходу на
казначейский метод исполнения бюджета города Москвы и дальнейшем
развитии Московского городского казначейства" в части завершения
работы по разработке системы нормативов планирования и исполнения
расходов бюджета города Москвы.
10.4. Принять к сведению, что при исполнении бюджета города
Москвы в 2002 году Департаментом финансов г. Москвы исключена
возможность перемещения бюджетных ассигнований сверх норм,
предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, без
внесения изменений в закон города Москвы о бюджете.
11. В целях устранения нарушений в расходовании резервного
фонда, предусматриваемого в бюджете города Москвы:
11.1. Обязать главных распорядителей, распорядителей и
получателей бюджетных средств при подготовке заявок на
дополнительное финансирование расходов из бюджета города Москвы
строго руководствоваться положениями, утвержденными распоряжением
Мэра Москвы от 14 июля 2000 года N 752-РМ "О расходовании средств
резервного фонда, предусматриваемого в бюджете города Москвы".
11.2. Запретить использование средств резервного фонда на
финансирование дополнительных расходов при наличии
неиспользованных плановых ассигнований на соответствующие цели.
12. При составлении бюджетной отчетности, представляемой в
Московскую городскую Думу в соответствии с законом города Москвы о
бюджете, признать целесообразным использование информации о
расходовании бюджетных средств на обязательное медицинское
страхование неработающего населения, содержащейся в отчете Фонда
обязательного медицинского страхования по форме N 14.
Управлению бюджетного планирования городского заказа
Правительства Москвы обеспечить представление в Департамент
финансов г. Москвы указанной формы отчетности в сроки,
установленные для отчета об исполнении бюджета.
13. Главным распорядителям, распорядителям и получателям
бюджетных средств принять меры по укреплению дисциплины
планирования бюджетных показателей. Не допускать перемещения
бюджетных средств между статьями расходов и получателями бюджетных
средств более одного раза в месяц.
14. В целях реализации положений Закона города Москвы от 11
июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе
Москве":
14.1. Руководителям департаментов, управлений, комитетов по
согласованию с руководителями комплексов городского управления
Правительства Москвы в двухнедельный срок представить в
Департамент экономической политики и развития г. Москвы:
- перечень городских целевых программ с указанием по каждой
утвержденной программе: общего объема бюджетного финансирования,
определенного программой; объема средств, направленных из бюджета
города Москвы на ее реализацию по состоянию на 1 января 2003 года;
объема бюджетных средств, предусмотренных на выполнение программы
в проекте бюджета города Москвы на 2003 год;
- предложения по оптимизации действующих целевых программ;
- график представления документов по долгосрочным целевым
программам для утверждения в Московской городской Думе.
14.2. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
совместно с Департаментом финансов г. Москвы не позднее 15 ноября
2002 года обобщить указанные материалы и представить руководителю
Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы
сводные предложения по оптимизации действующих целевых программ и
возможности отражения в составе проекта бюджета города Москвы на
2003 год расходов на их финансирование.
14.3. Департаменту финансов г. Москвы при разработке проекта
закона города Москвы о детализации бюджетной классификации
Российской Федерации предусмотреть отражение бюджетных
показателей, связанных с реализацией городских целевых программ.
15. Отметить недостаточную проработку заявок на выделение
бюджетных ассигнований и их взаимоувязку с производственными
показателями Управлением бюджетного планирования городского заказа
Правительства Москвы по расходам на выплату государственных
пособий гражданам, имеющим детей, что привело к образованию
значительного остатка неиспользованных средств в 2001 году.
16. Установить, что финансирование расходов, связанных с новым
строительством и реконструкцией объектов гостиничного хозяйства,
начиная с 2003 года осуществляется в рамках инвестиционной
программы Правительства Москвы.
Департаменту экономической политики и развития г. Москвы по
заявке инвестора - Валютно - финансового управления Правительства
Москвы начиная с 2003 года предусматривать в инвестиционной
программе лимит капитальных вложений на новое строительство и
реконструкцию объектов гостиничного хозяйства.
17. Комитету по туризму Правительства Москвы:
17.1. Провести дополнительный анализ использования бюджетных
ассигнований, выделяемых на рекламно - информационную деятельность
и участие города Москвы в международных туристических выставках. О
результатах доложить при рассмотрении на Правительстве Москвы в
декабре 2002 года вопроса "О ходе реализации основных положений
Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года".
17.2. До 1 апреля 2003 года привести основные положения
Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года
в соответствие с требованиями Закона города Москвы от 11 июля 2001
года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве".
18. Департаменту финансов г. Москвы при рассмотрении проекта
закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 2001
год" в Московской городской Думе учесть согласованные предложения
Контрольно - счетной палаты Москвы по итогам внешней проверки
отчета.
19. Согласиться с предложением Контрольно - ревизионного
управления Министерства финансов Российской Федерации по г. Москве
о целесообразности проведения тематических проверок по
расходованию бюджетных средств, выделяемых на реализацию городских
целевых программ, а также по конкретным направлениям их
использования.
20. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Вице - мэра Москвы, первых заместителей и заместителей Мэра
Москвы в Правительстве Москвы в соответствии с распределением их
обязанностей, а в целом - на министра Правительства Москвы
Коростелева Ю.В.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить
Правительству Москвы в I квартале 2003 года.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
|