УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 25 октября 2002 г. N 28-11/50894
По единому социальному налогу
1. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) государственные пособия,
выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской
Федерации, законодательными актами субъектов Российской
Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления, в том числе пособия по временной
нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия
по безработице, беременности и родам, не подлежат обложению
единым социальным налогом (далее - ЕСН).
Выплата ежемесячного пособия на период отпуска сотрудника по
уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
определена ст. 3 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее -
Федеральный закон) как обязательная.
Статьей 15 Федерального закона (в редакции от 28.12.2001)
установлены размеры ежемесячного пособия на период отпуска по
уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, которые
осуществляются за счет средств Фонда социального страхования
Российской Федерации, и на основании подп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса
не должны облагаться ЕСН.
Согласно ст. 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации
и ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)
лицам, находящимся в трудовых отношениях с организацией, может
предоставляться отпуск по уходу за ребенком до достижения им
возраста трех лет.
Размер ежемесячных компенсационных выплат матерям (или другим
родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком),
состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями
всех форм собственности и находящимся в отпуске по уходу за
ребенком до достижения им трехлетнего возраста, установлен Указом
Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110 "О размере
компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (в редакции
от 08.02.2001) (далее - Указ Президента). Во исполнение Указа
Президента постановлением Правительства Российской Федерации от
03.11.94 N 1206 утвержден порядок назначения и выплаты этих
компенсаций за счет и в пределах средств, направляемых на оплату
труда предприятиями, учреждениями и организациями независимо от
их организационно - правовых форм.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса к суммам, не
подлежащим обложению ЕСН, относятся все виды установленных
законодательством Российской Федерации, законодательными актами
субъектов Российской Федерации, решениями представительных
органов местного самоуправления компенсационных выплат (в
пределах норм, установленных в соответствии с законодательством
Российской Федерации).
Методическими рекомендациями МНС России от 29.12.2000 N
БГ-3-07/465 к законодательным актам в целях обложения ЕСН
отнесены федеральные конституционные законы, федеральные законы,
законы субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в 2001 году и январе 2002 года установленные
Указом Президента ежемесячные компенсационные выплаты в размере
50 руб. лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до
достижения им трехлетнего возраста, не попадали под действие
положений подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса, и на эти выплаты на
основании п. 1 ст. 236 Кодекса должен был начисляться ЕСН.
С введением в действие с 1 февраля 2002 года ТК РФ в
соответствии с Методическими рекомендациями МНС России от
05.07.2002 N БГ-3-05/344 суммы компенсаций, выплачиваемые лицам,
находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им
возраста трех лет, с учетом статей 256, 5 и 423 ТК РФ не подлежат
обложению ЕСН.
Из указанных выше статей следует, что выплаты компенсаций,
которые в соответствии с ТК РФ должны регулироваться только
федеральными законами, при отсутствии таковых могут
регламентироваться нормативно - правовыми актами Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации впредь
до введения в действие федеральных законов.
2. Статьей 239 Кодекса в редакции Федерального закона от
31.12.2001 N 198-ФЗ установлены льготы по ЕСН для отдельных
категорий налогоплательщиков.
Так, подп. 1 п. 1 ст. 239 Кодекса предусмотрено, что
организации любых организационно - правовых форм освобождаются от
уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в
течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника,
являющегося инвалидом I, II или III группы.
Статьей 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее
- Закон) определено, что данный Закон устанавливает основы
государственного регулирования обязательного пенсионного
страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе
обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и
порядок осуществления прав и обязанностей, ответственность
субъектов обязательного пенсионного страхования.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона объектом обложения страховыми
взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект
налогообложения и налоговая база по ЕСН (в соответствии с
положениями ст. 237 Кодекса), установленные главой 24 "Единый
социальный налог" Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса при определении
налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за
исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости
от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Законом не установлены льготы по уплате страховых взносов, а
также не содержится отсылочных норм на положения Кодекса,
устанавливающие налоговые льготы по ЕСН.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование не являются составной частью ЕСН, относятся к
обязательным платежам и подлежат уплате в установленном Законом
порядке, то есть без применения льгот по подп. 1 п. 1 ст. 239
Кодекса. Особенности их расчета отражены в Порядке заполнения
расчета по авансовым платежам по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты
физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей;
физических лиц, не признаваемых индивидуальными
предпринимателями, утвержденном приказом МНС России от 28.03.2002
N БГ-3-05/153.
3. В соответствии с п. 2 ст. 237 Кодекса налогоплательщики
определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с
начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим
итогом.
Пунктом 4 ст. 243 Кодекса установлено, что налогоплательщики
обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений,
сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов
по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись
выплаты.
Для этого приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-03-05/91
утверждена и рекомендована к применению налогоплательщиками форма
индивидуальной карточки и порядок ее заполнения для учета сумм
начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН,
а также сумм налогового вычета (далее - индивидуальная карточка).
Индивидуальная карточка ведется налогоплательщиком по каждому
физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты по
трудовому, гражданско - правовому и авторскому договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 241 Кодекса ставки налога
применяются к фактической величине налоговой базы на каждое
физическое лицо нарастающим итогом с начала года.
Таким образом, при заключении в течение одного налогового
периода различных договоров между работодателем и одним и тем же
физическим лицом (не являющимся индивидуальным предпринимателем)
сумма вознаграждений, начисленных по таким договорам, должна
учитываться нарастающим итогом при исчислении налоговой базы по
ЕСН у данного физического лица. Если указанная сумма
вознаграждений превышает 100000 руб. и организация -
налогоплательщик имеет право на применение регрессивных ставок
налога, то на сумму выплат и вознаграждений этого физического
лица ЕСН начисляется с применением регрессивной шкалы ставок.
По налогу на доходы физических лиц
В соответствии с п. 1 ст. 217 Кодекса не подлежат
налогообложению (освобождаются от налогообложения)
государственные пособия, за исключением пособий по временной
нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным
ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в
соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное, компенсационные выплаты матерям,
находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет,
установленные Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94
N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям
граждан", не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|