Вопрос: Российское издательство по договору с иностранной
организацией (резидентом Кыргызской Республики) выпустило книгу.
По договору комиссии, заключенному позднее между указанными
юридическими лицами, российская организация приняла на себя
обязательство по реализации части тиража выпущенной книги,
принадлежащего резиденту Кыргызской Республики. Иностранное
юридическое лицо не имеет постоянного представительства на
территории Российской Федерации.
Просим разъяснить, должно ли российское издательство платить
налог на доходы иностранного юридического лица.
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 ноября 2002 г. N 26-12/55330
Как указано в вопросе, российская организация - издательство по
договору комиссии с киргизской организацией осуществляет услуги по
реализации части тиража книги.
Основные условия договора комиссии определены главой 51
Гражданского кодекса Российской Федерации. По договору комиссии
одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны
(комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок
от своего имени, но за счет комитента.
В соответствии со ст. 246 главы 25 Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002
N 57-ФЗ) (далее - Кодекс), вступившей в действие с 1 января 2002
года, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в
Российской Федерации через постоянные представительства и (или)
получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются
плательщиками налога на прибыль.
Для налогоплательщиков - иностранных организаций, не
осуществляющих деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства, объектом налогообложения по налогу
на прибыль согласно ст. 247 Кодекса признаются доходы, полученные
от источников в Российской Федерации, которые определяются в
соответствии со ст. 309 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 309 Кодекса доходы, полученные иностранной
организацией от продажи товаров на территории Российской
Федераций, не приводящие к образованию ее постоянного
представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306
Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
В соответствии со ст. 306 Кодекса иностранная организация не
рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она
осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через
брокера, комиссионера или любое другое лицо, действующее в рамках
своей основной (обычной) деятельности.
В случае если международным договором Российской Федерации,
содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов,
установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то
в соответствии со ст. 7 Кодекса применяются правила и нормы
международных договоров Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Кыргызской Республики об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты
налогов на доходы от 13.01.99 определено, что предприятие не
рассматривается как имеющее постоянное учреждение (постоянное
представительство) в Договаривающемся Государстве (в Российской
Федерации) только потому, что оно осуществляет предпринимательскую
деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера или
любого другого агента с независимым статусом при условии, что
такие лица действуют в рамках своей обычной деятельности.
Рамки основной (обычной) деятельности следует считать
установленными, в частности, в учредительных документах лица и
(или) лицензии, так же как и в ином разрешении компетентного
государственного органа. Доходы от такой деятельности должны
составлять преимущественную часть валовой прибыли (дохода) такого
лица.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|