УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 6 ноября 2002 г. N 28-11/53954
Согласно п. 2 ст. 239 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального
закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ освобождаются от уплаты единого
социального налога (далее - ЕСН) налогоплательщики - работодатели
с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений,
выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства,
в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства
в соответствии с законодательством Российской Федерации или
условиями договора с работодателем не обладают правом на
государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую
помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного
фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования
Российской Федерации, фондов обязательного медицинского
страхования в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из
которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не
обладает правом.
В соответствии со ст. 7 Кодекса в случае, если международным
договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся
налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем
предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах,
применяются правила и нормы международных договоров Российской
Федерации.
При применении п. 2 ст. 239 Кодекса в первую очередь следует
принимать во внимание наличие международного договора между
Российской Федерацией и иностранным государством, содержащего
нормы, в соответствии с которыми на иностранных граждан
распространяются или не распространяются нормы законодательства
стороны трудоустройства (в рассматриваемом случае - Российской
Федерации), в частности, о пенсионном обеспечении иностранных
работников, работающих на территории стороны трудоустройства.
В случае отсутствия международного договора между Российской
Федерацией и иностранным государством, гражданином которого
является работник, применение норм указанного выше пункта Кодекса
регулируется законодательством Российской Федерации. При этом
условия договора не должны противоречить законодательству
Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно
проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую
пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением
случаев, установленных федеральным законом или международным
договором Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002
N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации", вступившего в действие с 1 ноября 2002 года, под
иностранным гражданином, постоянно проживающим на территории
Российской Федерации, понимается лицо, получившее вид на
жительство.
Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину
или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное
проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный
выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Разрешение на временное проживание - подтверждение права
иностранного гражданина или лица без гражданства временно
проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство,
оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность
иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде
документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации
лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего
личность.
Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на
основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не
имеющие вида на жительство или разрешения на временное
проживание, считаются временно пребывающими в Российской
Федерации.
Определяющим обстоятельством для установления права
иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное
обеспечение по законодательству Российской Федерации является их
статус как постоянно проживающих на территории Российской
Федерации.
С целью выяснения факта возникновения для лица (работодателя)
обязанности производить уплату налога в федеральный бюджет за
иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ,
необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус
постоянно проживающего в Российской Федерации (вид на жительство
с правом постоянного проживания и отметку в паспорте о
регистрации по месту жительства на территории Российской
Федерации или наличие у него свидетельства о регистрации по месту
жительства на территории Российской Федерации).
Таким образом, налог в части, зачисляемой в федеральный
бюджет, начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые
иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно
проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым
договорам, так и по договорам гражданско - правового характера,
предметом которых является выполнение работ (оказание услуг),
авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N
167-ФЗ застрахованными лицами являются, в частности, проживающие
на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица
без гражданства.
Следовательно, страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации не начисляются на выплаты и вознаграждения в
пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно
пребывающих на территории Российской Федерации.
На основании изложенного за иностранных граждан, работающих по
гражданско - правовым договорам, заключаемым непосредственно с
представительством, ЕСН в части, зачисляемой в федеральный
бюджет, не уплачивается, а также не начисляются страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации в том случае, если такие граждане не имеют
статус постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
установлено, что иностранные граждане, постоянно проживающие в
Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в
области медицинского страхования, как и граждане Российской
Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся
в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения иностранных граждан медицинской помощью
постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.98 N
1488 утверждено Положение о медицинском страховании иностранных
граждан, временно находящихся в Российской Федерации.
Налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского
страхования, начисляется:
- на выплаты, производимые иностранным гражданам, постоянно
проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым,
так и по гражданско - правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам;
- на выплаты, производимые иностранным гражданам, временно
пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по
трудовым договорам.
Таким образом, на выплаты в пользу иностранного гражданина,
работающего по гражданско - правовому договору, заключенному с
представительством, ЕСН в части, зачисляемой в указанные фонды,
начисляется только при наличии у такого гражданина статуса
постоянно проживающего в Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ
"Об основах обязательного социального страхования" к
застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, а
также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по
трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя
работой, или иные категории граждан, у которых отношения по
обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с
федеральными законами о конкретных видах обязательного
социального страхования.
Следовательно, социальное страхование распространяется на
иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо
от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и
соответственно на оплату труда (выплаты), производимую этим
работникам, начисляется налог, зачисляемый в Фонд социального
страхования Российской Федерации.
Таким образом, на выплаты в пользу сотрудников
представительства, работающих по гражданско - правовым договорам,
страховые взносы на социальное страхование не начисляются.
В отношении иностранных граждан, работающих в представительстве
по трудовым договорам, сообщаем следующее.
На основании п. 1 ст. 236 Кодекса в объект обложения ЕСН
включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогопательщиками в пользу физических лиц, в частности, по
трудовым договорам.
Согласно ст. 13 Трудового кодекса Российской Федерации (далее
- ТК РФ) федеральные законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, содержащие нормы трудового права,
распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно
связанные с ними отношения, возникающие на всей территории
Российской Федерации.
Статья 16 ТК РФ определяет, что трудовые отношения возникают
между работником и работодателем на основании трудового договора,
заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Так как иностранные граждане заключают трудовой договор с
головной организацией, находящейся на территории иностранного
государства и в соответствии с законодательством такого
государства, то указанные граждане и организация не являются
участниками трудовых отношений, возникающих на территории
Российской Федерации.
В связи с тем, что выплаты в пользу иностранных граждан
осуществляются головной организацией за пределами Российской
Федерации, такие выплаты не признаются объектом обложения ЕСН.
Таким образом, доход иностранных граждан, работающих в
представительстве по трудовым договорам, заключенным с головной
компанией за пределами Российской Федерации, и получающих такой
доход на территории иностранного государства, не подлежит
обложению ЕСН.
Положения п. 2 ст. 239 Кодекса утрачивают силу с 1 января
2003 года.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|