ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МПР РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ
ПРИКАЗ
от 10 ноября 2002 г. N 05-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ
МАТЕРИАЛОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ,
УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ
ВЫБРОСОВ (ПДВ) И ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОСЫ
ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПРЕДПРИЯТИЯМ
И ОРГАНИЗАЦИЯМ Г. МОСКВЫ
(с доп., согл. приказа ГУ природных ресурсов и охраны окружающей среды
МПР России по г. Москве от 09.02.2004 N 147-п)
В целях упорядочения работ по утверждению нормативов предельно
допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в
Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды
МПР России по г. Москве приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения
материалов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ,
утверждения проектов нормативов предельно допустимых выбросов
(ПДВ) и выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в
атмосферу предприятиям и организациям г. Москвы.
2. Начальнику отдела нормирования, анализа состояния окружающей
среды и экологического мониторинга Абрамовой Л.К., начальнику
отдела государственного контроля за состоянием атмосферного
воздуха Долгополову Ю.А. при осуществлении деятельности в части
утверждения нормативов предельно допустимых выбросов, надзора и
контроля за их соблюдением руководствоваться настоящим Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за
собой.
И.о. начальника
Г.П. Тощева
Приложение
к приказу Главного управления
природных ресурсов и охраны окружающей
среды МПР России по г. Москве
от 10 ноября 2002 г. N 05-п
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ
ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ (ПДВ) И ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ
НА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПРЕДПРИЯТИЯМ
И ОРГАНИЗАЦИЯМ Г. МОСКВЫ
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ,
Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999
N 96-ФЗ, Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, Положением о
нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух и вредных физических воздействий на него (постановление
Правительства РФ от 02.03.2000 N 183), постановлением
Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственном
контроле за охраной атмосферного воздуха" от 15.01.2001 N 31,
постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о
государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и
их источников" от 21.04.2000 N 373, основываясь на действующих
нормативно-методических документах, определяет основные требования
и условия подготовки проектных материалов, обосновывающих
нормативы эмиссии и выбросов загрязняющих веществ, порядок
последовательного их рассмотрения, согласования, выдачи и
продления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный
воздух стационарными источниками предприятий-природопользователей
г. Москвы.
1.1. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух
допускается на основе разрешения, выдаваемого специально
уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды, в г. Москве - Главным
управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР
России по г. Москве (ГУПР). Форма разрешения утверждается приказом
ГУПР по г. Москве.
В соответствии с настоящим Положением выдачу и продление
разрешений проводит специализированное подразделение ГУПР - отдел
нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического
мониторинга.
1.2. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
(предельно допустимые (ПДВ) и временно согласованные (ВСВ)
устанавливаются на основании результатов экспертного рассмотрения
проектной документации, разрабатываемой предприятием-
природопользователем.
1.3. В зависимости от значимости предприятия как источника
загрязнения атмосферного воздуха и состава экспертируемого
материала первичное разрешение на выброс выдается на основании:
- заключения отдела нормирования, анализа состояния окружающей
среды и экологического мониторинга - по проектам первой категории
сложности (см. п. 3.2.3);
- типового заключения установленной формы - по проектам второй
категории сложности (см. п. 3.2.2);
- по проектам III категории сложности (см. п. 3.2.1) - по
результатам экспертного рассмотрения проектов, на основании
установленного факта соответствия материалов существующим
требованиям действующей нормативно-методической документации (без
оформления заключения).
1.4. Разрешение и условия согласования проекта нормативов ПДВ
(ВСВ) являются неотъемлемыми частями утверждаемого проекта
деятельности предприятия.
1.5. Отступления от согласованного проекта, если таковые
изменяют назначение производства, оборудования, технологии и (или)
приводят к увеличению установленных нормативов выбросов
загрязняющих веществ, изменению состава этих веществ, а также к
нарушению условий согласования проекта и выдачи разрешения, влекут
за собой ограничение деятельности (приостановление, прекращение)
по представлению органов государственного природоохранного
контроля и надзора в области охраны окружающей среды, органов
санитарно-эпидемиологического надзора.
1.6. Рассмотрению и установлению нормативов выбросов
загрязняющих веществ предшествует рассмотрение инвентаризации
источников выбросов загрязняющих веществ. В предусмотренных
настоящим Положением случаях материалы инвентаризации могут
представляться на рассмотрение и согласование одновременно с
расчетами нормативов выбросов загрязняющих веществ.
1.7. Оформление и выдача разрешения на выброс ЗВ по проектным
материалам осуществляются отделом нормирования, анализа состояния
окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР при
представлении заключения государственной экологической экспертизы
на проект строительства, реконструкцию, техперевооружение
предприятия, а также акта государственной комиссии о приемке
объекта в эксплуатацию. Разрешение на выброс ЗВ по проектным
материалам выдается сроком на 1 (один) год. За указанный период
должны быть разработаны материалы инвентаризации выбросов
загрязняющих веществ для действующего предприятия и в
установленном порядке представлены на экспертное рассмотрение в
ГУПР.
2. Порядок подготовки и рассмотрения
материалов инвентаризации источников выбросов
загрязняющих веществ
2.1. Материалы инвентаризации источников выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу действующих предприятий разрабатываются в
соответствии с требованиями Инструкции по инвентаризации выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу, Л., 1991 и рассматриваются в
составе материалов проекта нормативов выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу в отделе нормирования, анализа состояния
окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР.
Ответственность перед органами государственного контроля за
полноту и достоверность представленных данных инвентаризации несет
руководитель предприятия и организация-разработчик документации.
Руководитель предприятия специальной записью подтверждает учет
в инвентаризационных данных (п. 2.4. настоящего Положения) всех
организованных и неорганизованных источников выбросов, а также
перечень загрязняющих веществ, предлагаемых к внесению в
разрешение.
2.2. Предприятиям, имеющим собственные аккредитованные в
установленном порядке лаборатории, разрешается проводить
инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ от своих источников с
использованием инструментального метода.
2.3. Материалы инвентаризации, представляемые в ГУПР,
сопровождаются:
а) для действующих предприятий:
- ранее действовавшей разрешительной документацией на выброс
загрязняющих веществ в атмосферный воздух (заключение на проект
нормативов ПДВ, разрешение на выброс - копии, разрешение на
размещение отходов - копии);
(в ред. приказа ГУ природных ресурсов и охраны окружающей среды
МПР России по г. Москве от 09.02.2004 N 147-п)
- пояснительной запиской со сравнительной характеристикой
данных ранее действовавшей и вновь разработанной инвентаризации
выбросов с обоснованием изменений качественного и количественного
состава выбросов;
- техническим отчетом, содержащим материалы, обосновывающие
полноту и достоверность инвентаризационных данных;
- справкой руководства предприятия о неизменности (изменении)
объемов производства, номенклатуры продукции, технологии, составе
сырья и материалов, сдаче в аренду производственных площадей
(объектов);
- последним по срокам актом проверки отдела инспекционного
контроля по охране атмосферного воздуха (копия);
б) для реконструированных, введенных в эксплуатацию предприятий
(объектов):
- договором на право землепользования с графическим материалом
по границам занимаемых территорий;
- заключением федеральных органов контроля и надзора на
материалы предпроектной и проектной документации ТЭО (проекта);
- актом государственной комиссии о приемке объекта в
эксплуатацию (копия).
2.4. При использовании в инвентаризации для определения,
количественной характеристики выбросов расчетного метода
прилагаются материалы расчетов со ссылкой на используемую
нормативно-методическую документацию, согласованную в
установленном порядке МПР России. Расчеты представляются отдельно
по каждому источнику и ингредиенту, сопровождаются комментариями
по обоснованию принятых величин, коэффициентов, даются ссылки на
номера таблиц, формул.
В случае использования для определения указанных показателей
инструментального метода прилагаются протоколы замеров
концентраций по каждому источнику и веществу, оформленные в
соответствии с действующим порядком, с указанием мест и
продолжительности отбора проб, количества отобранных проб,
использованных методов определения концентраций, приборного
обеспечения, нагрузки оборудования в период замеров, состава
сырья, топлива, материалов.
2.5. Сведения о расходе, типе, составе используемого сырья,
материалов, топлива представляются в виде справки от предприятия
за подписью главного бухгалтера и главного технолога.
2.6. В случае предусмотренных технологией производства
(допустимых режимом эксплуатации, ремонта, технического
обслуживания) залповых выбросов в нестационарных во времени
технологических процессах материалы инвентаризации должны
содержать данные, учитывающие соответствующие технологические
циклы (вывод на заданный технологический режим (разогрев),
остановка (охлаждение), регламентные работы, замена теплоносителя,
рабочего вещества и пр.).
Данные о чистом времени работы, типах, основных характеристиках
оборудования, а также сведения о наличии нестационарных во времени
режимах представляются в виде справки за подписью главного
механика предприятия со ссылкой на проектные материалы,
сертификаты, ТУ и пр.
2.7. Сведения о количестве, марках транспортных средств,
стоящих на балансе предприятия, маршрутах рейсирования по
территории предприятия, местах стоянок представляются в виде
справки за подписью уполномоченного руководителя. В справке должны
представляться также сведения о количестве, марках, часах и режиме
работы транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия,
занятых на доставке сырья и продукции (вопрос о включении данных о
работе транспорта сторонних организаций в состав инвентаризации
решается по согласованию с отделом).
2.8. Представляются сведения о неорганизованных источниках:
характеристика, размеры, местоположение.
2.9. В случае представления материалов, относящихся по
категории сложности к III группе, в состав материалов
инвентаризации включаются расчеты параметра "Ф" (п. 5.21 ОНД-86).
При Ф < 0,001 нормативы ПДВ на эти вещества не устанавливаются,
в состав разрешения на выброс не включаются (п. 1.7 методического
письма ГГО им. А.И. Воейкова N 23/919 от 04.02.87).
2.10. В процессе рассмотрения материалов инвентаризации эксперт
отдела нормирования, анализа состояния окружающей среды и
экологического мониторинга вправе дать обоснованный запрос на
дополнительные материалы, обосновывающие инвентаризационные данные
и приведенные расчеты; может быть принято обоснованное (по
служебной записке начальника отдела) решение ГУПР о дополнительных
или целевых выборочных контрольных замерах по отдельным источникам
или ингредиентам, иной инспекционной проверке данных
инвентаризации на предприятии.
3. Порядок рассмотрения и согласования проекта
нормативов выбросов
3.1. Проект нормативов выбросов действующего предприятия
представляется в ГУПР и рассматривается отделом нормирования,
анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга.
Проект включает в себя:
- материалы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу;
- расчеты рассеивания загрязняющих веществ (при необходимости),
выполненные с использованием унифицированных программ расчета
загрязнения атмосферного воздуха, в установленном порядке
согласованных с МПР России;
- справку ОЭРС МосЦГМС о фоновых концентрациях за последний
период обобщения;
- санитарно-эпидемиологическое заключение органов
Госсанэпиднадзора РФ на проект нормативов выбросов;
- план-график производственного контроля;
- копии актов инспекторских проверок по ОАВ, составленных по
результатам государственного контроля за период действия ранее
согласованного проекта нормативов выбросов.
3.2. Процедура рассмотрения проектов нормативов выбросов в
отделе нормирования, анализа состояния окружающей среды и
экомониторинга ГУПР проводится установленным порядком в
соответствии с настоящим Положением и определяется категорией
сложности проекта.
3.2.1. К III категории сложности относятся проекты предприятий,
величины выбросов загрязняющих веществ которых удовлетворяют
выполнению следующих критериев:
- валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не
превышает 5 т/г;
- количество источников выбросов не превышает 10;
- отсутствуют установки пылегазоочистки;
- М/ПДК < Ф (п. 5.21 ОНД-86) или Cmax < 0,1 ПДК для основных
загрязнителей (тв. взв., оксид углерода, диоксид азота), Cmax <
0,3 ПДК для специфических ингредиентов, Cmax < 0,1 ПДК для веществ
первого класса опасности.
В состав проекта III группы сложности должны входить следующие
материалы:
- письменное обращение организации о согласовании норматива
ПДВ;
- печатная и электронная версии проекта нормативов ПДВ;
- подробная аннотация, включающая данные о названии
предприятия, адресных ориентирах, расположении жилой застройки,
особо охраняемых территорий, о назначении производства, объемах
выпуска продукции, количестве источников выбросов, качественной и
количественной характеристике выбросов, оценке воздействия;
- санитарно-эпидемиологическое заключение МГЦ ГСЭН.
Проекты нормативов выбросов, относящихся к III категории
сложности, могут быть рассмотрены экспертами отдела в экспресс-
режиме, приемные часы по средам и пятницам. По результатам
экспертного рассмотрения при установлении факта соответствия
материалов требованиям действующей нормативно-методической
документации выдается разрешение на выброс без оформления
заключения. Согласование проекта III категории сложности
оформляется в виде штампа (непосредственно на проекте нормативов
ПДВ) об утверждении предлагаемых нормативов выбросов с подписью.
По предприятиям III группы сложности допускается установление
нормативов ПДВ с неограниченным сроком действия при следующих
одновременно присутствующих признаках:
- применяемые на предприятии производственные процессы в
достаточной степени изучены, не относятся к перечню особо опасных;
- назначение производства (номенклатура продукции, объемы
производства и пр.) определяются условиями государственного или
муниципального заказа, устойчивой потребностью населения города,
применяемые технологические процессы стационарны во времени,
состав сырья постоянен;
- отсутствие в выбросах загрязнителей, относящихся к особо
опасным или токсичным;
- функционирование предприятия на данной территории не
ограничено условиями договора аренды, планами перспективного
развития территорий, заключениями контролирующих органов на проект
деятельности;
- предприятие расположено вне территорий природных комплексов
города и его охранных зон.
3.2.2. Ко II категории сложности относятся проекты предприятий,
величины выбросов загрязняющих веществ которых удовлетворяют
выполнению следующих критериев:
- валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не
превышает 50 т/г;
- количество источников выбросов не превышает 100;
- количество ПГУУ не превышает 5;
- уровень воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
на объекты жилой застройки, природные комплексы, зоны отдыха,
памятники истории и культуры, детские учреждения, больницы, др. не
превышает 0,5 ПДК.
В состав проекта II группы сложности должны входить следующие
материалы:
- письменное обращение организации о согласовании проекта
нормативов ПДВ;
- печатная и электронная версии проекта нормативов ПДВ;
- подробная аннотация, включающая данные о названии
предприятия, адресных ориентирах, расположении жилой застройки,
особо охраняемых территорий, о назначении производства, объемах
выпуска продукции, количестве источников выбросов, качественной и
количественной характеристике выбросов, оценке воздействия;
- санитарно-эпидемиологическое заключение МГЦ ГСЭН.
Согласование проектов II категории сложности может быть
оформлено в следующем виде (по усмотрению эксперта
специализированного подразделения ГУПР):
- типового заключения;
- штампа об утверждении проекта за подписью руководителя
специализированного подразделения ГУПР.
3.2.3. К проектам, соответствующим I категории сложности,
относятся проекты следующих предприятий:
- предприятия, имеющие сверхнормативные выбросы загрязняющих
веществ в атмосферу;
- предприятия, валовый выброс загрязняющих веществ которых
превышает 50 т/г;
- предприятия, выбрасывающие в атмосферу токсичные,
сильнодействующие ядовитые, канцерогенные, терратогенные,
мутагенные вещества, относящиеся к 1-му классу опасности,
создающие уровень воздействия более 0,1 ПДК;
- уровень воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
на объекты жилой застройки, природные комплексы, зоны отдыха,
памятники истории и культуры, детские учреждения, больницы, др.
превышает 0,5 ПДК;
- количество источников выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу более 100;
- предприятия, имеющие в составе вредные производства
(литейное, гальваническое, установки сжигания твердого топлива,
сжигания и переработки жидкого топлива, отходов, производство
асфальтобетона, химическое производство, испытательные стенды
большой мощности, пр.);
- предприятия, использующие в производстве морально устаревшие
технологии производства, физически изношенное технологическое
оборудование, старые и неэффективные системы очистки выбросов;
- предприятия, имеющие более 5 пылегазоулавливающих установок.
Согласование проектов нормативов выбросов 1-й категории
сложности оформляется в виде заключения, которое визируется
экспертом и руководителем специализированного подразделения и
подписывается руководителем службы охраны окружающей среды по г.
Москве.
В случае установления временно согласованных выбросов в составе
проекта разрабатывается план мероприятий по уменьшению выбросов. В
тексте заключения на проект дается оценка достаточности
запланированных мероприятий для достижения установленных
нормативов допустимых выбросов. Определенные проектом сроки
поэтапного достижения предельно допустимых выбросов в составе
плана мероприятий по достижению установленных нормативов предельно
допустимых выбросов представляются в Департамент
природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
на утверждение.
3.3. Предельно допустимые и временно согласованные выбросы
устанавливаются разрешениями на выброс загрязняющих веществ в
атмосферный воздух при наличии санитарно-эпидемиологического
заключения о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным
правилам.
3.4. При выявлении в проекте отступлений от требований
действующих нормативно-методических документов, случайных ошибок
проект возвращается на доработку для устранения замечаний
заключения, которое визируется экспертом и подписывается
руководителем специализированного подразделения ГУПР.
3.5. Допускается согласовывать проект нормативов с условиями в
следующих случаях:
- при необходимости учета данных субарендных предприятий;
- при необходимости заключения в установленный срок договора на
разработку ПДК (ОБУВ);
- при подтверждении экспертизой отсутствия технических решений
по сокращению выбросов до нормативного уровня (при условии, что
Cmax < ПДК без учета фона).
3.6. По результатам рассмотрения проекта нормативов ПДВ (ВСВ)
отделом может быть дано предписание на представление
дополнительных материалов и доработку проекта в установленный срок
(от 3 до 6 месяцев) в случаях:
- переутверждения вышестоящими органами методов расчета и
замеров концентраций;
- неучета или изменения фоновых концентраций загрязняющих
веществ по данным МосЦГМС;
- изменения значений санитарно-гигиенических нормативов по
данным Минздрава РФ;
- при изменении экологической обстановки в городе Москве.
3.7. Планируемые намерения хозяйственной деятельности,
связанные с изменением номенклатуры и объемов производства,
ведущие к увеличению согласованных ранее объемов выбросов,
увеличению состава загрязняющих веществ, должны быть установленным
порядком в составе проектов реконструкции, техперевооружения,
размещения заявлены на государственную экологическую экспертизу в
специализированное подразделение ГУПР (отдел экологической
экспертизы).
3.8. Сроки рассмотрения проектов всех групп сложности - 30
дней.
4. Порядок внесения изменений в ранее согласованный
проект нормативов выбросов
4.1. В случае намерения о сдаче производственных площадей,
объектов, технологического оборудования в аренду (субаренду)
другому юридическому лицу арендодатель-природопользователь
(землепользователь), имеющий разрешение на выброс ЗВ в атмосферный
воздух, направляет в ГУПР сведения о намерении и предложения по
внесению изменений в действующую разрешительную документацию.
4.2. В случае если функциональное назначение сдаваемых в аренду
(субаренду) площадей, оборудования, технологии не меняется,
остается прежним состав и количество выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух, заявленное намерение принимается ГУПР к
сведению.
4.4. В случае изменения юридическим лицом-землепользователем
номенклатуры продукции, функционального использования
производственных мощностей ГУПР в течение месяца сообщает о
решении по заявленному намерению, которое определяет
необходимость:
- корректировки ранее согласованного проекта нормативов ПДВ;
- разработки (последовательно) исходно-разрешительной и
проектной документации на размещение объекта, подлежащей процедуре
государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).
4.5. Нормативы выбросов и разрешение на выброс должны
устанавливаться и выдаваться ответственному природопользователю на
основании сводного расчета рассеивания от всех источников
выбросов, расположенных на производственных площадях
землепользователя, с учетом арендных предприятий.
Разрешение на выброс по отдельным объектам субарендных
производств может выдаваться при представлении соответствующего
обоснования. В этом случае субарендные предприятия становятся
ответственными перед органами надзора и контроля за соблюдение
природоохранного законодательства и установленных нормативов
предельно допустимых выбросов.
5. Порядок организации и проведения экомониторинга
за соблюдением установленных нормативов
выбросов на предприятии
5.1. Проекты нормативов выбросов предприятий I, в отдельных
случаях II групп сложности, должны содержать план-график
производственного контроля по ингредиентам, величины выбросов
которых удовлетворяют следующим условиям:
а) для основных загрязняющих веществ: Cmax > 0,1 ПДК (сумма
максимальных приземных концентраций на жилой застройке - данные
табл. 3.5 Рекомендаций по оформлению и содержанию проектов
нормативов ПДВ, М., 1991);
б) для специфических загрязняющих веществ: Cmax > 0,3 ПДК
(сумма максимальных приземных концентраций на жилой застройке).
Исходя из категории сочетания "источник - загрязняющее
вещество" периодичность контроля определяется выполнением
следующих условий:
- I группа: периодичность - 1-2 раза в год (при каждом режиме
выброса в условиях нестационарности процесса во времени).
Одновременное выполнение неравенств:
Ф > 0,001 и С*max > 0,5 ПДК (для высот больше 10 метров);
Ф > 0,01 и Cmax > 0,5 ПДК (для высот меньше 10 метров).
- II группа: периодичность - 1 раз в год (при каждом режиме
выброса в условиях нестационарности процесса во времени).
Одновременное выполнение неравенств:
Ф > 0,001 и Cmax < 0,5 ПДК (для высот больше 10 м);
Ф > 0,01 и Cmax < 0,5 ПДК (для высот меньше 10 м);
и для рассматриваемого источника разработаны мероприятия по
сокращению выбросов данного вещества в атмосферу.
- III группа: периодичность - 1 раз в 2 года:
Ф > 0,001 и Cmax < 0,5 ПДК (для высот больше 10 м);
Ф > 0,01 и Cmax < 0,5 ПДК (для высот меньше 10 м);
и за норматив ПДВ принимается значение выброса на существующее
положение.
- IV группа: периодичность - 1 раз в 5 лет:
Ф < 0,001 и Cmax < 0,5 ПДК (для высот больше 10 м);
Ф < 0,01 и Cmax < 0,5 ПДК (для высот меньше 10 м);
и за норматив ПДВ принимается значение выброса на существующее
положение.
Параметры Ф* и С*max, характеризующие влияние выброса
конкретного вещества из данного источника на загрязнение воздуха
прилегающих к предприятию территорий, рассчитываются по формулам:
М 100 100
Ф = ----- x ---------; Cmax = q x ---------,
Н ПДК 100 - КПД 100 - КПД
где:
q - максимальная приземная концентрация на границе СЗЗ и жилой
застройки.
Организация и содержание плана-графика производственного
контроля должны быть обоснованы обеспечением экологической
безопасности производства.
5.2. Производственный контроль за соблюдением нормативов
выбросов включает и предусматривается проектом не только
непосредственно на источниках выбросов, но и на специально
выбранных контрольных точках на границе СЗЗ или ближайшей жилой
застройки, т.е. по фактическому воздействию на окружающую среду.
5.2.1. Необходимость организации производственного контроля за
соблюдением нормативов выбросов по фактическому загрязнению
атмосферного воздуха может определяться заключением по результатам
рассмотрения проекта нормативов выбросов. В обязательном порядке
контроль по фактическому загрязнению атмосферы организуется:
- на границе зон жилой застройки, территорий природных
комплексов г. Москвы, попадающих в пределы санитарно-защитных зон
предприятий;
- по ингредиентам, создающим на жилой застройке значимые (более
0,6 ПДК) приземные концентрации;
- в случае поступления повторяющихся жалоб от населения на
неблагоприятную экологическую обстановку в районе воздействия
источников выбросов загрязняющих веществ данного предприятия и по
решению органов ЦГСЭН.
5.2.2. Экомониторинг в контрольных точках могут проводить
организации, имеющие соответствующую аккредитацию на право
проведения замеров загрязнения атмосферного воздуха.
5.3. В материалах обоснования организации производственного
контроля представляются данные о результатах сопоставления
фактического поля максимальных концентраций (по данным
мониторинга) и расчетного поля загрязнения по данным проекта
нормативов выбросов. На этой основе дается оценка полноты и
достоверности данных инвентаризации, фонового загрязнения (по
данным постов наблюдения МосЦГМС), достоверности используемых при
определении количественной характеристики выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу действующих расчетных методик.
5.4. Разработка мероприятий по регулированию выбросов в период
наступления НМУ проводится в случаях, если предприятие относится к
объектам, для которых разработка этих мер является обязательной.
Порядок отнесения предприятий к указанным объектам определяется
МосЦГМС и ГУПР и публикуется в "Экологическом вестнике Москвы".
5.4.1. Состав разрабатываемых мероприятий по регулированию
выбросов в период НМУ (в составе проектов I и II групп сложности)
ограничивается представлением одной таблицы с указанием
эффективности предлагаемых мероприятий по каждому из трех режимов
в соответствии с Рекомендациями по основным вопросам
воздухоохранной деятельности, М., 1995.
6. Порядок выдачи разрешений на выброс
загрязняющих веществ
6.1. Первичное разрешение на выброс загрязняющих веществ всех
видов сложности проектов оформляется и выдается специализированным
подразделением ГУПР - отделом нормирования, анализа состояния
окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР.
6.2. Основанием для выдачи разрешения на выброс загрязняющих
веществ в атмосферу для действующих предприятий является
заключение на проект нормативов ПДВ (для проектов I и II категории
сложности) или обоснованное решение о соответствии проекта
требованиям действующей нормативно-методической документации по
результатам экспертного рассмотрения (по проектам II и III
категории сложности), оформленное в виде штампа об утверждении
проекта нормативов выбросов.
6.3. К разрешению по проектам I и в отдельных случаях II группы
сложности прилагается согласованный план-график производственного
контроля.
6.4. Бланк разрешения в установленном порядке регистрируется,
ему присваивается номер, фиксируется дата его выдачи и срок
действия. Разрешение заполняется в печатном виде в 3 экземплярах,
визируется экспертом и начальником отдела нормирования, анализа
состояния окружающей среды и экомониторинга, подписывается
руководителем службы охраны окружающей среды по г. Москве.
Исправления на бланке разрешения не допускаются. Оформление
бланка проводится в соответствии с приложением 2 <*>.
6.5. Два экземпляра разрешения выдаются предприятию, третий
остается в отделе нормирования, анализа состояния окружающей среды
и экомониторинга.
6.5. В случае отсутствия на предприятии Разрешения на
размещение отходов в бланк Разрешения на выброс загрязняющих
веществ в атмосферу добавляется условие: разработать и представить
на согласование в ГУПР по г. Москве проект НООЛР в соответствии с
приказом МПР N 115 от 11.03.2002.
(п. 6.5 введен приказом ГУ природных ресурсов и охраны окружающей
среды МПР России по г. Москве от 09.02.2004 N 147-п)
6.6. Первичное разрешение на выброс оформляется:
а) без ограничения (указания) по сроку действия (для
предприятий и проектов, отвечающих условиям п. 3.2.1 настоящего
Положения);
б) сроком не более 5 лет - в зависимости от установленных
сроков внедрения мероприятий по достижению нормативов ПДВ, других
условий и ограничений;
г) для вновь вводимых предприятий (объектов) срок действия
разрешения устанавливается в зависимости от условий согласования
проекта и акта государственной приемочной комиссии.
--------------------------------
<*> Не приводится.
7. Порядок действия, продления или прекращения действия
проекта нормативов выбросов и разрешения
7.1. По истечении срока действия проекта нормативов ПДВ
предприятие делает запрос в ГУПР о необходимости переработки
проекта в полном объеме, его частичной корректировке или
доработке. Запрос сопровождается сведениями о произошедших на
предприятии изменениях и актом отдела государственного контроля за
состоянием атмосферного воздуха по результатам проверки
воздухоохранной деятельности.
7.2. Продление действия проекта ПДВ осуществляется
специализированным подразделением ГУПР - отделом нормирования,
анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга.
Не требуется уточнения инвентаризации и проекта нормативов
выбросов, если существующие выбросы в составе проекта
квалифицированы как ПДВ и за прошедший после согласования срок не
произошло их увеличения, не изменились состав выбросов, условия их
поступления в атмосферу, данные производственного и
государственного контроля подтверждают соблюдение установленных
нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не
изменилась нормативно-методическая документация, определяющая
состав и объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
7.3. Продление разрешения на выброс осуществляется отделом по
результатам государственного контроля при представлении акта
отдела государственного контроля за состоянием атмосферного
воздуха ГУПР о своевременном выполнении запланированных
мероприятий по достижению нормативов ПДВ или поэтапному снижению
выбросов (если иное прекращение действия разрешения дополнительно
не оговорено условиями его выдачи).
Разрешения на выброс (пролонгация), оформленные с нарушениями
указанных требований, подлежат изъятию или переоформлению.
7.4. Отдел государственного контроля за состоянием атмосферного
воздуха ГУПР при осуществлении государственного контроля проверяет
достоверность результатов производственного контроля посредством
инструментальных замеров концентраций на источниках, по которым
проводится производственный контроль.
Государственному контролю подлежат все исходные данные,
использованные при установлении нормативов выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу, в том числе:
- данные о расходе, типе, составе сырья, материалов, топлива;
- данные о "чистом" времени работы оборудования;
- одновременность и нагрузка оборудования, стационарность
технологических процессов во времени;
- наличие и расположение неорганизованных источников выбросов;
- удаленность жилой застройки и пр.
Результаты государственного контроля оформляются актом, один
экземпляр которого передается в отдел.
7.5. При выявлении в ходе проведения государственного контроля
факта отступлений от данных проекта нормативов выбросов, при
невыполнении в установленный срок запланированных проектом
природоохранных мероприятий, несоблюдении плана-графика
производственного контроля отдел государственного контроля за
состоянием атмосферного воздуха оформляет предписание. Экземпляр
предписания с информацией о принятом решении передается в отдел.
7.4. Выполнение предусмотренных природоохранных мероприятий и
достижение запланированных величин выбросов оформляются актом
отдела государственного контроля за состоянием атмосферного
воздуха. Копия акта передается в отдел для принятия решения о
возможности пролонгации разрешения на выброс.
7.5. Разрешение теряет силу при изменении (увеличении)
количественных и качественных характеристик выбросов и при
окончании срока действия правоустанавливающих документов на
землепользование.
|