Вопрос: Предприятие занимается оптовой и розничной торговлей
офисной мебелью. Расчеты с юридическими лицами осуществляются как
по безналичному расчету, так и за наличный расчет. Просьба
разъяснить применение действующего законодательства:
1. Возможно ли использовать ККМ при приеме наличных денежных
средств от покупателей - юридических лиц вместо приходного
кассового ордера?
2. Предусматривает ли действующее законодательство Российской
Федерации ответственность продавца (и / или его администрации),
если покупатель - юридическое лицо оплачивает товар за наличный
расчет в сумме, превышающей предельный размер расчетов наличными
деньгами между юридическими лицами по одной сделке? Если
предусматривает, то какую?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 30 декабря 2002 г. N 29-12/64034
1. Статьей 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть
вторая) определено, что:
- расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими
предпринимательской деятельности, могут производиться наличными
деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке;
- расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием
граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской
деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между
этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если
иное не установлено законом.
Вместе с тем ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N
5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением" (далее - Закон) на всех
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена
обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением
применять контрольно - кассовые машины (далее - ККМ).
Исходя из смысла Закона он не распространяется на осуществление
расчетов между юридическими лицами. Сферой его регулирования
являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары
либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях
граждане совершают покупки (заказывают услуги).
В связи с этим согласно определению постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10
Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты
осуществляются с индивидуальными предпринимателями (покупателями,
клиентами).
Также следует руководствоваться пунктами 2 и 3 Порядка ведения
кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением
Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок
ведения кассовых операций), в соответствии с которыми предприятия
производят расчеты по своим обязательствам с другими
предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или
применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые
Банком России в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а при расчетах с населением - с обязательным
применением ККМ.
Таким образом, прием наличных денежных средств от покупателей -
юридических лиц должен осуществляться в соответствии с п. 13
Порядка ведения кассовых операций, то есть по приходно - кассовым
ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это
уполномоченным, письменным распоряжением руководителя предприятия.
2. В соответствии с п. 9 Порядка применения положений Указа
Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 "Об
осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению
в бюджет налогов и иных обязательных платежей", утвержденного
Госналогслужбой России 13.08.94 N ВГ-4-13/94н, Минфином России
13.08.94 N 104, ЦБ РФ 16.08.94 N 104, работа с денежной
наличностью и порядок ведения кассовых операций организуются в
соответствии с Порядком ведения кассовых операций.
Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ)
установлено, что совершение нарушений порядка работы с денежной
наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в
осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими
организациями сверх установленных размеров, неоприходовании
(неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении
порядка хранения свободных денежных средств, накоплении в кассе
наличных денежных средств сверх установленных лимитов, влечет
наложение административных штрафов.
При этом административное наказание налагается как на
должностное лицо (в размере от 40 до 50 МРОТ) так и на
юридическое лицо (в размере от 400 до 500 МРОТ), допустившее
нарушения, так как в соответствии с п. 3 ст. 2.1. КоАП РФ
назначение административного наказания юридическому лицу не
освобождает от административной ответственности за данное
правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к
административной или уголовной ответственности физического лица не
освобождает от административной ответственности за данное
правонарушение юридическое лицо.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У "Об
установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в
Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке"
предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими
лицами по одной сделке равен 60 тыс. руб.
Следует иметь в виду, что согласно письму ЦБ РФ от 24.11.94 N
14-4/308 действие ст. 15.1 КоАП РФ не распространяется на
юридические лица, получающие платеж. Меры административной
ответственности за осуществление расчетов наличными деньгами сверх
установленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке
к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого
юридического лица.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Л.Я. Сосихина
|