Вопрос: Для российской компании иностранное юридическое лицо,
не имеющее на территории Российской Федерации филиалов и
представительств, оказывает консультационные услуги по разработке
предложений по техническим и организационным мероприятиям для
коммерчески выгодной и устойчивой эксплуатации электростанции, то
есть фактически осуществляет энергоаудит.
Является ли российская организация налоговым агентом и какую
отчетность она должна сдавать в таком случае? Какие документы
следует запрашивать у иностранного юридического лица для
подтверждения произведенных им на территории Российской Федерации
расходов?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 8 января 2003 г. N 11-14/764
В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Российской
Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и
сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и
принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и
сборах. Данный Кодекс устанавливает систему налогов и сборов,
взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы
налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Положениями статей 306-309 Налогового кодекса Российской
Федерации устанавливаются особенности исчисления налога на
прибыль иностранными организациями, осуществляющими
предпринимательскую деятельность на территории Российской
Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное
представительство иностранной организации, а также исчисления
налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью
через постоянное представительство в Российской Федерации,
получающими доход из источников в Российской Федерации.
Под постоянным представительством иностранной организации в
Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал,
представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое
другое обособленное подразделение или иное место деятельности
этой организации (далее - отделение), через которое организация
регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на
территории Российской Федерации, связанную:
- с пользованием недрами и (или) использованием других
природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по
строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и
эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории Российской
Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею
складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной
деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306
Налогового кодекса Российской Федерации.
Постоянное представительство иностранной организации считается
образованным с начала регулярного осуществления
предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом
деятельность по созданию отделения сама по себе не создает
постоянного представительства. Постоянное представительство
прекращает существование с момента прекращения
предпринимательской деятельности через отделение иностранной
организации.
Согласно п. 1.11 инструкции Госналогслужбы от 16.06.95 N 34 "О
налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на
территории Российской Федерации через постоянные
представительства и другие обособленные подразделения, производят
все расчеты по платежам в бюджеты различных уровней в рублях или
в иностранной валюте только через счета, открываемые в
уполномоченных банках на территории Российской Федерации.
В случае если услуги, оказываемые иностранным юридическим
лицом на территории Российской Федерации, не приводят к
образованию постоянного представительства, а также если
российская организация является источником выплат иностранному
юридическому лицу, на нее возлагаются обязанности налогового
агента, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации
определено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в
соответствии с указанным Кодексом возложены обязанности по
исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в
соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств,
выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты
(внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган
по месту своего учета о невозможности удержать налог у
налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов,
удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов,
в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета
документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью
исчисления, удержания и перечисления налогов.
Вместе с тем Управление Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по г. Москве обращает внимание, что ст. 7
Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если
международным договором Российской Федерации, содержащим
положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные
правила и нормы, чем предусмотренные данным Кодексом и принятыми
в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и
(или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров
Российской Федерации.
Таким образом, при наличии международного соглашения об
избежании двойного налогообложения со страной контрагента следует
применять порядок, определенный данным соглашением.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|