ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2003 г. N 9-ПП
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ
УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Правительство Москвы отмечает, что в условиях перехода к
рыночным отношениям, повлекшим существенные изменения в системе
подготовки кадров для здравоохранения, а также в связи с
интенсивным ростом потребности населения столицы в качественном
медицинском обслуживании обострилась проблема кадрового
обеспечения городского здравоохранения квалифицированным
медицинским персоналом. Положение усугубляется наличием в Москве
большого числа альтернативных как государственных, так и частных
учреждений здравоохранения, в которые происходит постоянная утечка
кадров из системы городского здравоохранения.
Правительством Москвы, Департаментом здравоохранения города
Москвы постоянно предпринимаются меры, направленные на
стабилизацию кадровой ситуации в городском здравоохранении, в том
числе за счет внутриотраслевого и межотраслевого перераспределения
ресурсов на рынке труда (создание окружных клинико -
диагностических центров).
В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 29 июня 1998 года
N 645-РМ "О мерах по обеспечению системы здравоохранения Москвы
врачебным персоналом" организовано Московское отделение лечебного
и педиатрического факультетов Российского государственного
медицинского университета (РГМУ) для подготовки участковых
терапевтов и педиатров.
В настоящее время общий контингент Московского отделения РГМУ
составляет 1173 студента, заключивших контракт с обязательством
отработать в системе городского здравоохранения не менее 3 лет. В
2001 году открыто подготовительное отделение с аналогичной схемой
комплектования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 сентября 1995 года N 942 "О целевой контрактной
подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным
образованием" свыше 40% студентов средних медицинских
образовательных учреждений города Москвы переведены на обучение по
системе целевой контрактной подготовки, что позволило увеличить
направление выпускников в медицинские учреждения города.
В рамках социального партнерства, в соответствии с Московским
трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, московскими
объединениями профсоюзов и московскими объединениями
промышленников и предпринимателей (работодателей) Правительство
Москвы финансирует городскую отрасль здравоохранения в
приоритетном порядке, сохраняет городскую надбавку к заработной
плате медицинских работников, осуществляет целевое распределение
жилья для работников лечебно - профилактических учреждений. Для
укомплектования медицинскими кадрами поликлиник - новостроек в
районах массовой жилой застройки выделяется жилая площадь по
заявкам окружных управлений здравоохранения.
Тем не менее в настоящее время дефицит врачей в городском
здравоохранении составляет 23 тысячи человек, среднего
медицинского персонала - 46 тысяч человек. Отсутствие необходимого
притока молодых специалистов ведет к старению контингента
медицинских работников.
Это означает, что для решения задачи комплектования городского
здравоохранения необходимыми кадрами должны быть применены новые
подходы, в том числе предусматривающие серьезное реформирование
всей системы организации медицинской помощи путем ее
интенсификации, внедрения новых стимулов и использования
разнообразных форм работы для закрепления кадров и привлечения
новых специалистов.
Одновременно должны быть созданы правовые формы, позволяющие
получить максимально полезный эффект от тех мер по подготовке
молодых специалистов, которые уже предпринимаются Правительством
Москвы.
В целях нормализации обеспечения медицинскими кадрами городских
лечебно - профилактических учреждений и повышения качества
медицинской помощи населению Правительство Москвы постановляет:
1. Департаменту здравоохранения города Москвы:
1.1. В срок до 1 июня 2003 года подготовить и представить в
Правительство Москвы в установленном порядке конкретные
предложения по реструктуризации городского здравоохранения,
включающие:
- усиление первичной медицинской помощи на основе использования
современных технологий ее организации;
- реструктуризацию коечного фонда стационаров в зависимости от
реальной потребности;
- создание на базе стационаров мощных консультативно -
диагностических центров;
- развитие стационаров дневного пребывания в поликлиниках.
1.2. В срок до 1 марта 2003 года совместно с Правовым
управлением Правительства Москвы подготовить и представить в
Правительство Москвы предложения по созданию новой системы
подготовки специалистов для городского здравоохранения путем
предоставления индивидуальных грантов Правительства Москвы.
Обеспечить заключение соответствующих договоров между
уполномоченным органом Правительства Москвы, медицинским
образовательным учреждением и грантополучателем, которые могут
гарантировать выполнение выпускниками медицинских вузов своих
обязательств.
1.3. В срок до 1 марта 2003 года разработать систему
предоставления медицинских услуг населению с целью оптимизации
использования имеющихся в распоряжении города медицинских кадров,
а также создания возможности использования в этих целях кадровых
ресурсов находящихся на территории Москвы федеральных, частных и
иных медицинских учреждений, а также частнопрактикующих
специалистов.
1.4. Совместно с ГУВД г. Москвы в срок до 1 июня 2003 года
подготовить и представить в Правительство Москвы предложения по
привлечению для работы в учреждения городского здравоохранения, в
особенности на должности младшего медицинского персонала,
иностранной рабочей силы, прежде всего из стран Содружества
Независимых Государств.
1.5. Совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного
фонда города Москвы подготовить предложения по порядку
предоставления жилых помещений на время работы на условиях аренды
амбулаторно - поликлиническим учреждениям для специалистов,
привлекаемых для работы в системе здравоохранения города Москвы, и
внести в Правительство Москвы проект соответствующего
постановления в срок до 1 июня 2003 года.
1.6. В срок до 1 марта 2003 года:
1.6.1. Обеспечить взаимодействие с ректорами Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова, Российского
государственного медицинского университета, Московского
государственного медико - стоматологического университета по
направлению выпускников указанных вузов, проживающих в городе
Москве, для прохождения интернатуры в распоряжение Департамента
здравоохранения города Москвы для распределения их по клиническим
базам в соответствии с потребностями амбулаторно - поликлинических
учреждений.
1.6.2. Открыть городскую ординатуру по этим же специальностям
на базе клинических амбулаторно - поликлинических учреждений.
1.7. В срок до 1 марта 2003 года подготовить проекты обращений
Правительства Москвы:
1.7.1. В Министерство здравоохранения Российской Федерации:
- с предложением пересмотреть программы обучения в медицинских
училищах, предусматривающие стажировку на последнем курсе в
лечебно - профилактических учреждениях города с оплатой по Единой
тарифной сетке;
- об изменении правил лицензирования врачей частной практики,
не имеющих стажа практической работы.
1.7.2. В Министерство труда и социального развития Российской
Федерации с предложением разработать условия призыва на
альтернативную гражданскую службу с учетом потребности лечебно -
профилактических учреждений в младшем медицинском персонале.
1.8. С привлечением ректоров Московской медицинской академии
им. И.М. Сеченова, Российского государственного медицинского
университета, Московского государственного медико -
стоматологического университета в срок до 1 июня 2003 года
утвердить планы санитарской студенческой практики в летний период
и распределения практикантов по лечебно - профилактическим
учреждениям города.
1.9. Совместно с Московским городским фондом обязательного
медицинского страхования разработать в I квартале 2003 года
типовое положение о дифференцированных надбавках к должностным
окладам медицинских работников дефицитных для отрасли городского
здравоохранения специальностей и порядок его применения.
1.10. Совместно с отделом законопроектных работ Правительства
Москвы Центра законотворчества Москвы подготовить в установленном
порядке проект закона города Москвы "О сестринском деле" в течение
шести месяцев после принятия Федерального закона "О
здравоохранении в Российской Федерации".
1.11. В срок до 1 апреля 2003 года подготовить пакет
документов, предусматривающих дальнейшее повышение ответственности
за неисполнение обязательств при контрактной системе подготовки
медицинских кадров, для последующего рассмотрения и утверждения на
федеральном уровне.
1.12. В срок до 1 апреля 2003 года создать второе училище
повышения квалификации работников со средним медицинским
образованием путем преобразования одного из медицинских училищ
городского подчинения с целью повышения профессионального уровня
работающего в городской системе среднего медицинского персонала.
1.13. С привлечением профсоюза работников здравоохранения
Москвы активизировать совместную деятельность с профессиональными
медицинскими ассоциациями в целях дополнительной социальной защиты
медицинских работников в системе социального партнерства.
1.14. Совместно с префектурами административных округов в I
квартале 2003 года внести предложения в Правительство Москвы:
1.14.1. По строительству жилых домов для медицинских работников
на территории соответствующего административного округа.
1.14.2. О предоставлении жилых помещений кадровым медицинским
работникам, являющимся очередниками на улучшение жилищных условий,
только в пределах управ районов по месту расположения лечебно -
профилактических учреждений.
1.14.3. О квоте привлечения врачей из стран Содружества
Независимых Государств с обязательным предоставлением в аренду
жилой площади в общежитиях.
1.14.4. О мероприятиях по оснащению амбулаторно -
поликлинических учреждений современной медицинской техникой.
1.14.5. О создании окружных фондов накопительных средств для
социальной поддержки медицинских работников.
1.15. Совместно с префектурами административных округов и
Московской федерацией профсоюзов (по согласованию) в I квартале
2003 года подготовить и внести на рассмотрение Московской
трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых
отношений предложения о системе обеспечения медицинских работников
и их детей бесплатными путевками в оздоровительные учреждения.
2. Разрешить Департаменту имущества города Москвы
регистрировать договоры о предоставлении клинических баз,
заключаемые между Департаментом здравоохранения города Москвы и
высшими медицинскими образовательными учреждениями, на
безвозмездной основе.
3. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой
информации Правительства Москвы оказать содействие Департаменту
здравоохранения города Москвы в популяризации через средства
массовой информации деятельности медицинских работников.
4. Комитету по культуре в целях повышения общего культурного
уровня медицинских работников постоянно оказывать содействие
лечебно - профилактическим учреждениям в обеспечении билетами на
театрально - зрелищные мероприятия по предварительным заявкам
Департамента здравоохранения города Москвы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову
Л.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в III
квартале 2003 года.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
|