Вопрос: Каков порядок уплаты налогов и представления налоговой
отчетности предпринимателем без образования юридического лица,
осуществляющим деятельность на территории Москвы, но состоящим на
налоговом учете по месту жительства в другом субъекте Российской
Федерации? Какие льготы он имеет как инвалид III группы?
Необходимо ли ему применять ККМ или бланки строгой отчетности?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 15 января 2003 г. N 11-17/2855
В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля
налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах
соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения
ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица,
а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого
имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Таким образом, постановка на учет индивидуального
предпринимателя без образования юридического лица (далее -
индивидуального предпринимателя) в налоговом органе по месту
осуществления деятельности Кодексом не предусмотрена и местом его
учета является налоговый орган по месту жительства физического
лица.
В случае если индивидуальный предприниматель реализует товары
(работы, услуги), облагаемые налогом с продаж на территориях, не
контролируемых налоговым органом, в котором он состоит на учете,
налоговые органы по месту осуществления индивидуальным
предпринимателем деятельности без предъявления требования
постановки в них на учет вправе взимать налог с продаж с оборотов
по реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, если
на указанной территории налог с продаж введен. При этом если для
открытия такому индивидуальному предпринимателю лицевого счета
требуются учетные данные о нем, налоговым органом осуществляется
такой учет сведений.
Для этого индивидуальному предпринимателю необходимо
обратиться в налоговый орган по месту жительства для внесения
изменений в информацию об адресе места осуществления
деятельности, ранее сообщенную в заявлении о постановке на учет.
Далее в налоговый орган по месту осуществления деятельности для
учета сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляющем
свою деятельность не по месту жительства, необходимо представить
следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, в
случае предъявления документа, удостоверяющего личность, отличного
от паспорта;
- свидетельство о государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о постановке физического лица на учет в
налоговом органе по месту жительства на территории Российской
Федерации.
Аналогичным образом в налоговом органе по месту нахождения
объектов игорного бизнеса ведется учет сведений об индивидуальном
предпринимателе, занимающемся игорным бизнесом не по месту
жительства и уплачивающем налог на игорный бизнес согласно нормам
Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный
бизнес".
В соответствии с главой 23 Кодекса физические лица,
зарегистрированные в установленном действующим законодательством
порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, являются плательщиками налога на
доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от
осуществления такой деятельности.
Особенности исчисления суммы налога индивидуальными
предпринимателями, порядок и сроки уплаты налога, а также
представления декларации по налогу на доходы физических лиц по
месту своего учета установлены статьями 227 и 229 главы 23
Кодекса.
При осуществлении предпринимательской деятельности
индивидуальный предприниматель обязан вести учет доходов и
расходов и хозяйственных операций в соответствии с установленным
Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для
индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом
Министерства финансов Российской Федерации и Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N
86н/БГ-3-04/430, вступившим в силу с момента его официального
опубликования и распространяющимся на правоотношения, возникшие с
1 января 2002 года.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий начисления
(выплаты) работникам в денежной и (или) натуральной формах на
основании заключенных с ними трудовых договоров, обязан
производить исчисление сумм и уплату налога на доходы с
физических лиц, представлять в налоговый орган по месту своего
учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период в
соответствии с порядком, установленным статьями 226 и 230
Кодекса.
Налогоплательщик - инвалид III группы при определении размера
налоговой базы имеет право на соответствующие налоговые вычеты -
стандартные (в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 218 Кодекса),
социальные (в соответствии со ст. 219 Кодекса), имущественные (в
соответствии со ст. 220 Кодекса) и профессиональные (в
соответствии со ст. 221 Кодекса).
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 235 Кодекса физические
лица, осуществляющие деятельность без образования юридического
лица, признаются налогоплательщиками единого социального налога
(далее - ЕСН) с доходов от предпринимательской деятельности.
Кроме того, на основании подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса
индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками в
случае, если производят выплаты физическим лицам.
Согласно п. 2 ст. 235 Кодекса если налогоплательщик
одновременно относится к нескольким категориям
налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 п. 1 этой
статьи, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса
налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в
налоговых органах по месту жительства, налоговый контроль за
правильностью исчисления и уплаты ЕСН индивидуальным
предпринимателем по всем основаниям должен осуществляться
налоговым органом по месту его постановки на учет (по месту
жительства).
Согласно п. 1 ст. 346(26) Кодекса, введенной Федеральным
законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ, система налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности устанавливается Кодексом и вводится в действие
законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 п. 4 ст. 346(26) Кодекса уплата
индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает
замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении
доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом),
налога на добавленную стоимость и налога с продаж (в отношении
операций, являющихся объектами обложения соответственно налогом
на добавленную стоимость и налогом с продаж, осуществляемых в
рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым
налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении
имущества, используемого для осуществления предпринимательской
деятельности, указанной в п. 2 настоящей статьи) и единого
социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых
своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой
единым налогом.
Согласно ст. 346(28) Кодекса налогоплательщиками единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
являются организации и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в
котором введен единый налог, виды предпринимательской
деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346(26) настоящего
Кодекса.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах
того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют
виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст.
346(26) Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по
месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти
дней с начала осуществления этой деятельности и производить
уплату единого налога, установленного в этом субъекте Российской
Федерации.
В настоящее время на территории Москвы в соответствии с
Законом города Москвы от 07.12.2001 N 68 "О едином налоге на
вмененный доход для предпринимательской деятельности в сфере
розничной стационарной торговли горюче - смазочными материалами"
установлен единый налог на вмененный доход для
предпринимательской деятельности в сфере розничной стационарной
торговли горюче - смазочными материалами.
Единый налог на вмененный доход для иных видов
предпринимательской деятельности на территории Москвы не
установлен.
Таким образом, предприниматели, осуществляющие на территории
Москвы деятельность, не относящуюся к сфере розничной
стационарной торговли горюче - смазочными материалами, не
подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход и обязаны отчитываться в налоговом
органе по месту жительства в общеустановленном порядке.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от
18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" наличные денежные
расчеты с населением при осуществлении торговых операций и
оказании услуг производятся всеми предприятиями, организациями,
учреждениями, их филиалами и другими обособленными
подразделениями (в том числе физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица) с обязательным применением контрольно - кассовых машин
(далее - ККМ).
В пункте 1 Перечня отдельных категорий организаций,
предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных
подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты
с населением без применения контрольно - кассовых машин,
утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (в редакции постановления
Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 917) указаны
организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие
обособленные подразделения (в том числе физические лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица) в части оказания услуг населению при условии
выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам,
по формам, утвержденным Министерством финансов Российской
Федерации по согласованию с Государственной межведомственной
экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам, за
исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе
маршрутными).
Письмом Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-33 "Об
утверждении форм документов строгой отчетности" для учета
наличных денежных средств, поступающих в качестве оплаты за
оказание бытовых услуг, утвержден ряд бланков строгой отчетности.
В случае невыдачи документов строгой отчетности организацией или
индивидуальным предпринимателем они несут ответственность за
осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ.
Наряду с применением бланков строгой отчетности организации и
индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных
расчетов с населением вправе применять ККМ.
Регистрация бланков строгой отчетности в налоговом органе
действующим законодательством не предусмотрена. Изготавливать
вышеуказанные бланки имеют право любые типографии при условии
обязательного соблюдения ими требований, предъявляемых к
изготовлению документов строгой отчетности.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|