Вопрос: Распределяются ли общехозяйственные расходы
некоммерческой организации пропорционально доходам, полученным в
виде целевых поступлений и от предпринимательской деятельности?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 22 января 2003 г. N 26-12/4743
В соответствии со ст. 251 главы 25 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации (с учетом внесенных изменений и
дополнений) (далее - НК РФ) и Методическими рекомендациями по
применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй
Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
20.12.2002 N БГ-3-02/729, предусмотрено, что перечень целевых
поступлений некоммерческих организаций, поименованный в п. 2
указанной статьи, является исчерпывающим.
К целевым поступлениям отнесены целевые поступления из бюджета
бюджетополучателям и целевые поступления на содержание
некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и
подакцизного минерального сырья, поступившие безвозмездно от
других организаций и (или) физических лиц, использованные
некоммерческими организациями по назначению.
Налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений
обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевых поступлений.
Целевые поступления, полученные в виде подакцизных товаров и
подакцизного минерального сырья, учитываются некоммерческими
организациями с даты их получения в составе внереализационных
доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ. Признанные подакцизными
товары и минеральное сырье указаны соответственно в пунктах 1 и 2
ст. 181 НК РФ.
Некоммерческие организации наряду с ведением уставной
деятельности могут осуществлять и деятельность, связанную с
получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и
имущественных прав, а также получать внереализационные доходы.
Некоммерческие организации ведут деятельность, связанную с
обеспечением целей и задач, определенных их учредительными
документами, за счет средств целевого финансирования, целевых
поступлений, средств, полученных в виде безвозмездной помощи
(содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от
04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской
Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации о налогах и об
установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные
фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия)
Российской Федерации", и других доходов, не учитываемых при
определении налоговой базы, в соответствии со ст. 251 НК РФ.
При направлении указанных средств не по целевому назначению для
целей налогообложения сумма, использованная не по назначению,
включается в состав внереализационных доходов в момент, когда
получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому
назначению (нарушил условия их получения).
Учет некоммерческими организациями полученных доходов в виде
средств целевого финансирования, целевых поступлений и других
доходов, указанных в ст. 251 НК РФ, и произведенных за счет этих
доходов расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности,
связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг и
имущественных прав, и внереализационных доходов и расходов
ведется раздельно.
Для целей исчисления налога на прибыль в доходы и расходы от
реализации и внереализационные доходы и расходы некоммерческие
организации не включают доходы и расходы по содержанию и ведению
уставной деятельности указанных учреждений и организаций.
Организации, созданные в установленном законодательством
порядке в организационно-правовых формах некоммерческих
организаций, при осуществлении налогового учета коммерческой
деятельности применяют общие нормы главы 25 НК РФ,
регламентирующие порядок определения доходов и расходов.
Налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и
реализацией, и внереализационных доходов и расходов осуществляется
некоммерческими организациями в соответствии с нормами,
установленными НК РФ.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом
от 02.04.2002 N 02-2-10/20-н340 разъяснило, что расходы на
содержание некоммерческой организации и расходы на ведение ими
уставной деятельности являются расходами на осуществление уставной
деятельности некоммерческих организаций.
Понятия "содержание некоммерческой организации" и "ведение
уставной деятельности" некоммерческой организации не равнозначны.
К расходам на содержание некоммерческих организаций относятся
расходы по оплате труда административно-управленческого и другого
персонала, осуществляющего уставную деятельность, командировочные
расходы, расходы на канцелярские товары, расходы по аренде
помещений, расходы по содержанию зданий и помещений, расходы по
содержанию и эксплуатации автотранспорта, расходы на публикацию
отчета о деятельности и отчета об использовании имущества,
расходы по приобретению основных средств и др.
Ведение уставной деятельности - это направление целевых средств
на осуществление целей, предусмотренных в уставе некоммерческой
организации.
Таким образом, учитывая изложенное выше, расходы некоммерческой
организации в виде заработной платы
административно-управленческого персонала, начислений на
заработную плату, коммунальных услуг, транспортных расходов, услуг
связи должны производиться за счет целевых средств, поступающих на
ведение и содержание названной организации.
Распределение указанных расходов между некоммерческой и
коммерческой деятельностью организации налоговым законодательством
не предусмотрено.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|