Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС РФ ПО Г. МОСКВЕ ОТ 05.02.2003 N 26-12/7415 О ВОПРОСАХ УПЛАТЫ НАЛОГА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРОЦЕНТНЫХ ДОХОДОВ

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


      Вопрос: Российской организацией заключены следующие договоры:
      а) займа   -   с   иностранным  юридическим  лицом  (резидентом
   Финляндии);
      б) купли-продажи,  предусматривающий отсрочку платежа и выплаты
   процентов  за  предоставление  такой  отсрочки,  -  с иностранными
   юридическими лицами (резидентами Бельгии и Японии).
      Необходимо  ли  российской  организации  производить  удержание
   налога  при  выплате  процентных  доходов  указанным   иностранным
   юридическим лицам?   Какова ставка налогообложения  таких доходов?
   Какие документы  и кому  должны представить  указанные иностранные
   компании  в  подтверждение  своего  постоянного  местопребывания в
   иностранном  государстве?   Должны  ли  быть  представлены данными
   предприятиями  какие-либо  документы,  свидетельствующие об уплате
   ими налога в Российской  Федерации, для последующего вычета  суммы
   российского  налога  из  подлежащих  уплате  национальных налогов?
   Если да, то какие это документы и кем они выдаются?
   
      Ответ:
   
             УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
   
                                ПИСЬМО
                   от 5 февраля 2003 г. N 26-12/7415
   
      В  соответствии  со  ст.   246  главы  25  Налогового   кодекса
   Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс) иностранные организации,
   получающие   доходы   от   источников   в   Российской  Федерации,
   признаются   плательщиками   налога   на   прибыль   в  Российской
   Федерации.
      Объектом  налогообложения  по  налогу  на прибыль для указанных
   категорий  организаций   в  соответствии   со  ст.   247   Кодекса
   признаются доходы, полученные от источников Российской  Федерации,
   которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса.
      В  то   же  время   если  международным   договором  Российской
   Федерации,  содержащим  положения,  касающиеся  налогообложения  и
   сборов,  установлены  иные  правила  и  нормы, чем предусмотренные
   Кодексом и принятыми в  соответствии с ним нормативными  правовыми
   актами о  налогах и  (или) сборах,  то в  соответствии со  ст.   7
   Кодекса  применяются  правила  и  нормы  международных   договоров
   Российской Федерации.
      1. Согласно  ст.  8  Соглашения  между   Правительством   Союза
   Советских  Социалистических Республик и Правительством Финляндской
   Республики об  устранении  двойного  налогообложения  в  отношении
   подоходных   налогов   от   06.10.87  (далее  -  Соглашение  между
   Правительством  СССР  и  Правительством  Финляндской   Республики)
   проценты,  возникающие  в  одном  Договаривающемся  Государстве  и
   выплачиваемые  лицу  с  постоянным   местопребыванием   в   другом
   Договаривающемся  Государстве,  облагаются  налогом  только в этом
   другом Государстве.
      Термин  "проценты"  для   целей  применения  Соглашения   между
   Правительством  СССР  и   Правительством  Финляндской   Республики
   означает доходы от долговых требований.
      В  связи  с  тем,  что  Соглашением между Правительством СССР и
   Правительством   Финляндской    Республики    понятие    "долговое
   требование"  не  определено,  то  в  соответствии  с  п.  2 ст.  3
   указанного Соглашения ему  следует придавать то  значение, которое
   оно имеет по законодательству Российской Федерации.
      Под долговыми  обязательствами для  целей применения  положений
   главы 25 Кодекса и в  соответствии со ст.  269  Кодекса понимаются
   кредиты,  товарные  и  коммерческие  кредиты,  займы,   банковские
   вклады,  банковские  счета  или  иные  заимствования независимо от
   формы их оформления.
      Учитывая  изложенное,   проценты,  выплачиваемые   иностранному
   юридическому лицу -  резиденту Финляндской Республики  по договору
   займа, подпадают под определение термина "процент",  определенного
   ст.   8  Соглашения  между  Правительством  СССР  и Правительством
   Финляндской Республики.
      Практическое   исполнение   положений   налоговых    соглашений
   предполагает  выполнение   ряда  специальных   процедур,   которые
   устанавливаются  и  реализуются  в  соответствии  с   национальным
   налоговым законодательством.  Так,  согласно ст.  312  Кодекса при
   представлении   иностранной   организацией,   имеющей   право   на
   получение  дохода,   налоговому  агенту,   выплачивающему   доход,
   подтверждения  того,   что  эта   иностранная  организация   имеет
   постоянное   местонахождение   в   том   государстве,   с  которым
   Российская  Федерация  имеет  международный  договор (соглашение),
   регулирующий вопросы  налогообложения, до  даты выплаты  дохода, в
   отношении  которого  международным  договором Российской Федерации
   предусмотрен   льготный   режим   налогообложения   в   Российской
   Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение  от
   удержания  налога  у  источника   выплаты.   При  этом   указанное
   подтверждение  должно   быть  заверено   компетентным  в    смысле
   соответствующего соглашения об избежании двойного  налогообложения
   органом иностранного государства.
      В связи с тем,  что Кодекс не устанавливает  обязательной формы
   указанного  подтверждения,  письмом  МНС  России  от  02.04.2002 N
   23-1-13/1-482-М631  разъяснено,  что  в  качестве таких документов
   могут  применяться  справки  по  форме,  установленной  внутренним
   законодательством этого иностранного государства, а также  справки
   в  произвольной  форме.   Указанные  справки  рассматриваются  как
   подтверждающие постоянное местопребывание иностранной  организации
   в  случае,  если  в  них  содержится  следующая или аналогичная по
   смыслу формулировка:
      - "Подтверждается, что компания _________________ (наименование
   компании) является (являлась) в течение _________________ (указать
   период) лицом с постоянным местопребыванием в ___________ (указать
   государство)   в   смысле   Соглашения   об   избежании   двойного
   налогообложения между СССР/Российской Федерацией и _______________
   (указать государство)".
      Поскольку    постоянное    местопребывание    в     иностранных
   государствах   определяется   на   основе   различных   критериев,
   соответствие  которым  устанавливается  на  момент  обращения   за
   получением   необходимого   документа,   в   выдаваемом  документе
   указывается календарный год,  в отношении которого  подтверждается
   постоянное местопребывание.
      Для  подтверждения  постоянного  местопребывания  могут   также
   использоваться  формы,   разработанные  ранее   в  этих   целях  в
   соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 N  34
   "О  налогообложении  прибыли  и  доходов  иностранных  юридических
   лиц".  При  этом направление иностранной  организацией заполненных
   форм  в   налоговые  органы   Российской  Федерации   и  получение
   разрешения на неудержание  налога от российских  налоговых органов
   не требуется.
      На всех документах, подтверждающих постоянное  местопребывание,
   проставляются  печать  (штамп)  компетентного (или уполномоченного
   им)  органа  иностранного  государства  и  подпись уполномоченного
   должностного лица.
      Соответствующими    Соглашениями    об    избежании    двойного
   налогообложения доходов и имущества, заключенными  СССР/Российской
   Федерацией с  иностранными государствами,  определены компетентные
   (уполномоченные) органы Договаривающихся Государств.
      2. Как указано в  вопросе,  организацией  заключаются  договоры
   купли-продажи  с  иностранными  юридическими  лицами - резидентами
   Королевства Бельгии и  Японии,  которые  предусматривают  отсрочку
   платежа  по  договору  и выплату процентов за предоставление такой
   отсрочки.
      В  соответствии  со  ст.   11  Конвенции  между  Правительством
   Российской  Федерации  и  Правительством  Королевства  Бельгии  об
   избежании двойного налогообложения  и предотвращении уклонения  от
   налогообложения  в  отношении  налогов  на  доходы  и имущество от
   16.06.95  (далее  -  Конвенция  между  Правительством   Российской
   Федерации   и   Правительством   Королевства   Бельгии)  проценты,
   возникающие в одном  Договаривающемся Государстве и  выплачиваемые
   резиденту   другого   Договаривающегося   Государства,  облагаются
   налогами в этом другом Государстве.
      Однако такие проценты  также облагаются в  том Договаривающемся
   Государстве,    где    они    возникают,    в    соответствии    с
   законодательством этого Государства, но если фактический  владелец
   процентов   является    резидентом    другого    Договаривающегося
   Государства,  то  взимаемый  налог  не  может  превышать 10% общей
   суммы процентов.
      Термин  "проценты"   для  целей   применения  Конвенции   между
   Правительством Российской  Федерации и  Правительством Королевства
   Бельгии означает доход от долговых требований любого вида.
      Согласно ст.  8 Конвенции между Правительством Союза  Советских
   Социалистических Республик  и Правительством  Японии об  избежании
   двойного  налогообложения  в  отношении   налогов  на  доходы   от
   18.01.86  (далее   -  Конвенция   между  Правительством   СССР   и
   Правительством    Японии)    проценты,    возникающие    в   одном
   Договаривающемся  Государстве  и  выплачиваемые  лицу с постоянным
   местопребыванием  в  другом  Договаривающемся  Государстве,  могут
   облагаться налогами в этом другом Договаривающемся Государстве.
      Однако такие  проценты могут  также облагаться  налогами в  том
   Договаривающемся  Государстве,  в  котором  они  возникают,  и   в
   соответствии   с    законодательством   этого    Договаривающегося
   Государства,  но  если  получатель   фактически  имеет  право   на
   проценты, взимаемый  налог не  должен превышать  10% валовой суммы
   процентов.
      Термин  "проценты"   для  целей   применения  Конвенции   между
   Правительством  СССР  и  Правительством  Японии  означает доход от
   долговых требований любого вида.
      Так как термин  "долговое требование" не  определен положениями
   Конвенции   между    Правительством   Российской    Федерации    и
   Правительством    Королевства    Бельгии    и    Конвенции   между
   Правительством  СССР   и  Правительством   Японии,  то    согласно
   положениям указанных Конвенций  этот термин следует  определять по
   законодательству Российской Федерации.
      Гражданско-правовые  обязательства,  предусматривающие отсрочку
   или рассрочку оплаты товаров, работ  или услуг, согласно ст.   823
   Гражданского   кодекса    Российской   Федерации    относятся    к
   коммерческому кредиту.
      Если иное  не предусмотрено  правилами о  договоре, из которого
   возникло   соответствующее   обязательство,   и   не  противоречит
   существу  такого  обязательства,  то  согласно  п.   2  ст.    823
   Гражданского кодекса Российской Федерации к коммерческому  кредиту
   применяются нормы о договоре займа.
      В соответствии с п.   12 постановления Пленума Верховного  Суда
   Российской  Федерации   и  Пленума   Высшего  Арбитражного    Суда
   Российской Федерации  от 08.10.98  N 13/14  проценты, взимаемые за
   пользование коммерческим кредитом, являются платой за  пользование
   денежными средствами.
      Коммерческий кредит для целей  применения главы 25 Кодекса  и в
   соответствии   со   ст.    269   Кодекса   относится   к  долговым
   обязательствам.
      Учитывая  изложенное,  доходы  иностранных  юридических  лиц  -
   резидентов  Королевства   Бельгии  и   Японии  от   источников   в
   Российской  Федерации  в  виде  процентов  за  отсрочку платежа по
   договору  купли-продажи  являются  процентным  доходом по долговым
   обязательствам и в соответствии с подп.  3 п.  1 ст.  309  Кодекса
   относятся  к  доходам  иностранной  организации  от  источников  в
   Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым  у
   источника выплаты.
      Налог  с  указанных  видов  доходов иностранных юридических лиц
   исчисляется по ставке,  предусмотренной подп.   1 п.   2 ст.   284
   Кодекса, то есть по ставке 20%.
      Однако  в  связи  с   тем,  что  положениями  Конвенции   между
   Правительством Российской  Федерации и  Правительством Королевства
   Бельгии  и  Конвенции  между  Правительством СССР и Правительством
   Японии   установлены   пониженные   ставки   для   налогообложения
   процентных  доходов  иностранных  юридических  лиц  -   резидентов
   Королевства Бельгии  и Японии  в размере  10%, то  налогообложение
   таких  доходов  должно  производиться  по  ставкам,  установленным
   указанными международными договорами.
      В то  же время  необходимо учитывать,  что удержание  налога на
   доходы   иностранных   юридических    лиц   (имеющих    постоянное
   местонахождение  в  государстве,  с  которым  Российская Федерация
   имеет    международный    договор     об    избежании     двойного
   налогообложения)  у  источника  выплаты  в  Российской   Федерации
   производится  по   пониженным  ставкам   только  при    выполнении
   процедур, предусмотренных п. 1 ст. 312 Кодекса.
      В соответствии со ст.  310 Кодекса налог с доходов,  полученных
   иностранной  организацией  от  источников  в Российской Федерации,
   исчисляется и удерживается российской организацией,  выплачивающей
   доход  иностранной  организации,   при  каждой  выплате   доходов,
   указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
      Порядок уплаты налоговым агентом налога, удержанного с  доходов
   иностранных организаций, установлен п. 1 ст. 310 Кодекса.  Порядок
   и  сроки  представления  налоговым  агентом  налоговых  расчетов о
   суммах выплаченных иностранным  организациям доходов и  удержанных
   налогов установлен ст. 289 Кодекса.
      Форма  налогового  расчета  (информации)  о  суммах выплаченных
   иностранным организациям доходов  и удержанных налогов  утверждена
   приказом МНС  России от  24.01.2002 N  БГ-3-23/31.   Инструкция по
   заполнению указанного  расчета утверждена  приказом МНС  России от
   03.06.2002 N БГ-3-23/275.
      Зачет  суммы  налога,  уплаченного  иностранными   юридическими
   лицами -  резидентами Королевства  Бельгии и  Японии в  Российской
   Федерации, может быть предоставлен при уплате ими налога в  стране
   их  постоянного  местопребывания   в  соответствии  со   ст.    23
   Конвенции   между    Правительством   Российской    Федерации    и
   Правительством  Королевства  Бельгии  и  ст.  20  Конвенции  между
   Правительством  СССР  и  Правительством  Японии.  При  этом  зачет
   предоставляется  на   основании  представления   ими   документов,
   определенных  внутренним  законодательством  страны их постоянного
   местопребывания.
   
                                                          Заместитель
                                              руководителя Управления
                                    советник налоговой службы I ранга
                                                         А.А. Глинкин
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz