Вопрос: Российской организацией заключены следующие договоры:
а) займа - с иностранным юридическим лицом (резидентом
Финляндии);
б) купли-продажи, предусматривающий отсрочку платежа и выплаты
процентов за предоставление такой отсрочки, - с иностранными
юридическими лицами (резидентами Бельгии и Японии).
Необходимо ли российской организации производить удержание
налога при выплате процентных доходов указанным иностранным
юридическим лицам? Какова ставка налогообложения таких доходов?
Какие документы и кому должны представить указанные иностранные
компании в подтверждение своего постоянного местопребывания в
иностранном государстве? Должны ли быть представлены данными
предприятиями какие-либо документы, свидетельствующие об уплате
ими налога в Российской Федерации, для последующего вычета суммы
российского налога из подлежащих уплате национальных налогов?
Если да, то какие это документы и кем они выдаются?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 февраля 2003 г. N 26-12/7415
В соответствии со ст. 246 главы 25 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации,
получающие доходы от источников в Российской Федерации,
признаются плательщиками налога на прибыль в Российской
Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанных
категорий организаций в соответствии со ст. 247 Кодекса
признаются доходы, полученные от источников Российской Федерации,
которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса.
В то же время если международным договором Российской
Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и
сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные
Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми
актами о налогах и (или) сборах, то в соответствии со ст. 7
Кодекса применяются правила и нормы международных договоров
Российской Федерации.
1. Согласно ст. 8 Соглашения между Правительством Союза
Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской
Республики об устранении двойного налогообложения в отношении
подоходных налогов от 06.10.87 (далее - Соглашение между
Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики)
проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и
выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом
Договаривающемся Государстве, облагаются налогом только в этом
другом Государстве.
Термин "проценты" для целей применения Соглашения между
Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики
означает доходы от долговых требований.
В связи с тем, что Соглашением между Правительством СССР и
Правительством Финляндской Республики понятие "долговое
требование" не определено, то в соответствии с п. 2 ст. 3
указанного Соглашения ему следует придавать то значение, которое
оно имеет по законодательству Российской Федерации.
Под долговыми обязательствами для целей применения положений
главы 25 Кодекса и в соответствии со ст. 269 Кодекса понимаются
кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские
вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от
формы их оформления.
Учитывая изложенное, проценты, выплачиваемые иностранному
юридическому лицу - резиденту Финляндской Республики по договору
займа, подпадают под определение термина "процент", определенного
ст. 8 Соглашения между Правительством СССР и Правительством
Финляндской Республики.
Практическое исполнение положений налоговых соглашений
предполагает выполнение ряда специальных процедур, которые
устанавливаются и реализуются в соответствии с национальным
налоговым законодательством. Так, согласно ст. 312 Кодекса при
представлении иностранной организацией, имеющей право на
получение дохода, налоговому агенту, выплачивающему доход,
подтверждения того, что эта иностранная организация имеет
постоянное местонахождение в том государстве, с которым
Российская Федерация имеет международный договор (соглашение),
регулирующий вопросы налогообложения, до даты выплаты дохода, в
отношении которого международным договором Российской Федерации
предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской
Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от
удержания налога у источника выплаты. При этом указанное
подтверждение должно быть заверено компетентным в смысле
соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения
органом иностранного государства.
В связи с тем, что Кодекс не устанавливает обязательной формы
указанного подтверждения, письмом МНС России от 02.04.2002 N
23-1-13/1-482-М631 разъяснено, что в качестве таких документов
могут применяться справки по форме, установленной внутренним
законодательством этого иностранного государства, а также справки
в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как
подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации
в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по
смыслу формулировка:
- "Подтверждается, что компания _________________ (наименование
компании) является (являлась) в течение _________________ (указать
период) лицом с постоянным местопребыванием в ___________ (указать
государство) в смысле Соглашения об избежании двойного
налогообложения между СССР/Российской Федерацией и _______________
(указать государство)".
Поскольку постоянное местопребывание в иностранных
государствах определяется на основе различных критериев,
соответствие которым устанавливается на момент обращения за
получением необходимого документа, в выдаваемом документе
указывается календарный год, в отношении которого подтверждается
постоянное местопребывание.
Для подтверждения постоянного местопребывания могут также
использоваться формы, разработанные ранее в этих целях в
соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34
"О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических
лиц". При этом направление иностранной организацией заполненных
форм в налоговые органы Российской Федерации и получение
разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов
не требуется.
На всех документах, подтверждающих постоянное местопребывание,
проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного
им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного
должностного лица.
Соответствующими Соглашениями об избежании двойного
налогообложения доходов и имущества, заключенными СССР/Российской
Федерацией с иностранными государствами, определены компетентные
(уполномоченные) органы Договаривающихся Государств.
2. Как указано в вопросе, организацией заключаются договоры
купли-продажи с иностранными юридическими лицами - резидентами
Королевства Бельгии и Японии, которые предусматривают отсрочку
платежа по договору и выплату процентов за предоставление такой
отсрочки.
В соответствии со ст. 11 Конвенции между Правительством
Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об
избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от
16.06.95 (далее - Конвенция между Правительством Российской
Федерации и Правительством Королевства Бельгии) проценты,
возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые
резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются
налогами в этом другом Государстве.
Однако такие проценты также облагаются в том Договаривающемся
Государстве, где они возникают, в соответствии с
законодательством этого Государства, но если фактический владелец
процентов является резидентом другого Договаривающегося
Государства, то взимаемый налог не может превышать 10% общей
суммы процентов.
Термин "проценты" для целей применения Конвенции между
Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства
Бельгии означает доход от долговых требований любого вида.
Согласно ст. 8 Конвенции между Правительством Союза Советских
Социалистических Республик и Правительством Японии об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от
18.01.86 (далее - Конвенция между Правительством СССР и
Правительством Японии) проценты, возникающие в одном
Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным
местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут
облагаться налогами в этом другом Договаривающемся Государстве.
Однако такие проценты могут также облагаться налогами в том
Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в
соответствии с законодательством этого Договаривающегося
Государства, но если получатель фактически имеет право на
проценты, взимаемый налог не должен превышать 10% валовой суммы
процентов.
Термин "проценты" для целей применения Конвенции между
Правительством СССР и Правительством Японии означает доход от
долговых требований любого вида.
Так как термин "долговое требование" не определен положениями
Конвенции между Правительством Российской Федерации и
Правительством Королевства Бельгии и Конвенции между
Правительством СССР и Правительством Японии, то согласно
положениям указанных Конвенций этот термин следует определять по
законодательству Российской Федерации.
Гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку
или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, согласно ст. 823
Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к
коммерческому кредиту.
Если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого
возникло соответствующее обязательство, и не противоречит
существу такого обязательства, то согласно п. 2 ст. 823
Гражданского кодекса Российской Федерации к коммерческому кредиту
применяются нормы о договоре займа.
В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 08.10.98 N 13/14 проценты, взимаемые за
пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование
денежными средствами.
Коммерческий кредит для целей применения главы 25 Кодекса и в
соответствии со ст. 269 Кодекса относится к долговым
обязательствам.
Учитывая изложенное, доходы иностранных юридических лиц -
резидентов Королевства Бельгии и Японии от источников в
Российской Федерации в виде процентов за отсрочку платежа по
договору купли-продажи являются процентным доходом по долговым
обязательствам и в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 309 Кодекса
относятся к доходам иностранной организации от источников в
Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у
источника выплаты.
Налог с указанных видов доходов иностранных юридических лиц
исчисляется по ставке, предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 284
Кодекса, то есть по ставке 20%.
Однако в связи с тем, что положениями Конвенции между
Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства
Бельгии и Конвенции между Правительством СССР и Правительством
Японии установлены пониженные ставки для налогообложения
процентных доходов иностранных юридических лиц - резидентов
Королевства Бельгии и Японии в размере 10%, то налогообложение
таких доходов должно производиться по ставкам, установленным
указанными международными договорами.
В то же время необходимо учитывать, что удержание налога на
доходы иностранных юридических лиц (имеющих постоянное
местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация
имеет международный договор об избежании двойного
налогообложения) у источника выплаты в Российской Федерации
производится по пониженным ставкам только при выполнении
процедур, предусмотренных п. 1 ст. 312 Кодекса.
В соответствии со ст. 310 Кодекса налог с доходов, полученных
иностранной организацией от источников в Российской Федерации,
исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей
доход иностранной организации, при каждой выплате доходов,
указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
Порядок уплаты налоговым агентом налога, удержанного с доходов
иностранных организаций, установлен п. 1 ст. 310 Кодекса. Порядок
и сроки представления налоговым агентом налоговых расчетов о
суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных
налогов установлен ст. 289 Кодекса.
Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных
иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена
приказом МНС России от 24.01.2002 N БГ-3-23/31. Инструкция по
заполнению указанного расчета утверждена приказом МНС России от
03.06.2002 N БГ-3-23/275.
Зачет суммы налога, уплаченного иностранными юридическими
лицами - резидентами Королевства Бельгии и Японии в Российской
Федерации, может быть предоставлен при уплате ими налога в стране
их постоянного местопребывания в соответствии со ст. 23
Конвенции между Правительством Российской Федерации и
Правительством Королевства Бельгии и ст. 20 Конвенции между
Правительством СССР и Правительством Японии. При этом зачет
предоставляется на основании представления ими документов,
определенных внутренним законодательством страны их постоянного
местопребывания.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|