Вопрос: Может ли организация при создании резерва по
сомнительным долгам учесть суммы дебиторской задолженности,
образовавшейся в результате предварительной оплаты в декабре 2001
года продукции, поставленной уже после вступления в силу главы 25
Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2003 г. N 26-12/11777
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам,
отчисления в который уменьшают доходы организации в текущем
отчетном (налоговом) периоде для целей налогообложения прибыли,
регулируется ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс).
Согласно части 1 ст. 266 Кодекса сомнительным долгом
признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае,
если эта задолженность не погашена в сроки, установленные
договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской
гарантией.
Из предыдущего абзаца следует, что долг считается сомнительным
не с момента его возникновения, а с момента окончания срока
погашения задолженности по договору.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по
результатам проведенной на последний день отчетного (налогового)
периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется
следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше
90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма
выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45
до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от
суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45
дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Таким образом, указанной статьей предусматривается
формирование резерва по сомнительным долгам, в том числе и в
отношении сумм задолженности, возникшей до 1 января 2002 года, за
исключением сумм дебиторской задолженности, относящейся к сделкам
и операциям, учтенным при формировании налоговой базы переходного
периода в соответствии со ст. 10 Федерального закона от
06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а
также о признании утратившими силу отдельных актов (положений
актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
(далее - Закон N 110-ФЗ).
Статьей 10 Закона N 110-ФЗ не предусмотрено включение в
доходную часть налоговой базы переходного периода сумм
предварительной оплаты будущих поставок сырья и материалов,
осуществленной до 1 января 2002 года.
Следовательно, если по итогам проведенной инвентаризации
дебиторской задолженности выявлены сомнительные долги (включая
задолженность, образовавшуюся по состоянию на 1 января 2002 года
вследствие предварительной оплаты будущих поставок сырья и
материалов), налогоплательщик может сформировать резерв по
сомнительным долгам в сумме, величина которой зависит от давности
возникновения задолженности, но не может превышать 10% от выручки
отчетного (налогового) периода, определенной в соответствии со
ст. 249 Кодекса.
Основание: письмо МНС России от 13.02.2003 N 02-5-11/40-Е764.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|