Вопрос: Вправе ли организация включать в состав расходов,
учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль,
убытки, возникшие вследствие исполнения распоряжения
Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 454-р, которым
не предусмотрена компенсация расходов по приобретению акций
коммерческих банков при передаче указанных акций Министерству
имущественных отношений Российской Федерации?
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 17 марта 2003 г. N 26-12/14731
В соответствии со ст. 294 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное
унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве
хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим
имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Государственное предприятие - субъект права хозяйственного
ведения.
Таким образом, круг его правомочий как обладателя права
хозяйственного ведения значительно шире, чем круг правомочий,
составляющих право оперативного управления; обладатели права
оперативного управления - казенное предприятие, а также
учреждение в отношении закрепленного за ними имущества
осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с
целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением
имущества права владения, пользования и распоряжения им (ст. 296
ГК РФ).
В соответствии со ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения
и право оперативного управления имуществом прекращаются по
основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и
иными правовыми актами для прекращения права собственности, а
также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или
учреждения по решению собственника.
Права собственника имущества, находящегося в хозяйственном
ведении, установлены в ст. 295 ГК РФ. Все перечисленные в
статье права могут быть использованы собственником или органом,
уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении
дел, так и в случаях, когда организация не обеспечивает
эффективного использования либо сохранности переданного ему
имущества. Однако за пределами названных прав собственник или
орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не
может распоряжаться имуществом, закрепленным за организацией на
праве хозяйственного ведения, без его согласия.
При этом следует учитывать положения постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О
некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым
перечень прав собственника имущества, находящегося в
хозяйственном ведении государственного (муниципального)
предприятия, определяется в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ и
иными законами. Согласно данному постановлению при разрешении
споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им
орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным
образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном
ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты
государственных органов и органов местного самоуправления по
распоряжению имуществом, принадлежащим государственным
(муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по
требованиям этих предприятий должны признаваться
недействительными.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 02.04.2002 N 454-р "О прекращении государственного
участия в уставных капиталах кредитных организаций" (далее -
распоряжение) необходимо прекратить участие федеральных
государственных унитарных предприятий и федеральных
государственных учреждений в уставных капиталах кредитных
организаций.
Согласно п. 2 распоряжения федеральные органы исполнительной
власти, на которые возложены координация и регулирование
деятельности в соответствующих отраслях, обеспечивают совместно с
Минимуществом России передачу подведомственными им федеральными
государственными унитарными предприятиями находящихся в их
хозяйственном ведении акций, долей в уставных капиталах кредитных
организаций в казну Российской Федерации.
Также в соответствии с п. 3 распоряжения Минимущество России
обязано изъять в установленном порядке у федеральных казенных
предприятий и учреждений находящиеся в их оперативном управлении
акции, доли в уставных капиталах кредитных организаций, за
исключением тех, по которым права акционера (участника)
осуществляются от имени Российской Федерации на основании решений
Правительства Российской Федерации; совместно с Минфином России и
федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены
координация и регулирование деятельности в соответствующих
отраслях, обеспечить завершение передачи федеральными
государственными унитарными предприятиями находящихся в их
хозяйственном ведении акций, долей в уставных капиталах кредитных
организаций в казну Российской Федерации не позднее 1 июля 2002
года.
Распоряжением не предусмотрено какой-либо компенсации
государственным предприятиям за передачу находящихся в их
хозяйственном ведении акций.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов,
указанных в ст. 270 НК РФ).
При этом расходами признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК
РФ, убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком).
Под обоснованными расходами понимаются экономически
оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы
по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы
организации в виде стоимости безвозмездно переданного имущества
(работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой
передачей.
Таким образом, расходы, возникшие вследствие исполнения
распоряжения при передаче с согласия организации акций
коммерческих банков, принадлежащих ей на праве хозяйственного
ведения, Министерству имущественных отношений Российской
Федерации, не учитываются при определении налоговой базы по
налогу на прибыль.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|