Вопрос: Просьба разъяснить порядок налогообложения в Российской
Федерации доходов иностранного юридического лица (резидента
Финляндской Республики, являющегося одним из учредителей
российской организации) в виде дивидендов, выплачиваемых в его
пользу российской организацией. Возможно ли снижение ставки налога
на прибыль, если возможно, то на основании каких документов?
Какой документ является для иностранного юридического лица
подтверждением того, что с его доходов удержан налог на прибыль в
России?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 18 марта 2003 г. N 26-12/15400
В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) иностранные организации, получающие
доходы от источников в Российской Федерации, признаются
плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
Объектом обложения налогом на прибыль для таких организаций
согласно ст. 247 НК РФ признаются доходы, полученные от источников
в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст.
309 НК РФ.
Так, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 309 НК РФ дивиденды,
выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику)
российских организаций, в случае если получение таких дивидендов
не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной
организации через постоянное представительство в Российской
Федерации, относятся к доходам иностранной организации от
источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на
прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Если международным договором Российской Федерации, содержащим
положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные
правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в
соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или)
сборах, то согласно ст. 7 НК РФ применяются правила и нормы
международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об
избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы
от 04.05.96 (далее - Соглашение) с доходов, полученных после 1
января 2003 года, дивиденды, выплачиваемые компанией, которая
является резидентом одного Договаривающегося Государства,
резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться
налогом в этом другом Государстве.
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в
Договаривающемся Государстве, в котором компания, выплачивающая
дивиденды, является резидентом, и в соответствии с
законодательством этого Государства, но если получатель дивидендов
является лицом, обладающим правом собственности на дивиденды, то
взимаемый в таком случае налог не должен превышать:
а) 5% валовой суммы дивидендов, если лицом, обладающим правом
собственности на дивиденды, является компания (иная, чем
партнерство), которая напрямую владеет по крайней мере 30%
капитала компании, выплачивающей дивиденды, а размер
инвестированного иностранного капитала превышает сто тысяч
долларов США (100 тыс. долл. США) или ее эквивалент в национальных
валютах Договаривающихся Государств на момент начисления и выплаты
дивидендов;
б) 12% валовой суммы дивидендов во всех других случаях.
Термин "дивиденды" для целей применения Соглашения означает
доход от акций или от других прав, которые не являются долговыми
требованиями, дающих право на участие в прибыли, а также доход от
других корпоративных прав, который подлежит такому же налоговому
регулированию, как доход от акций в соответствии с
законодательством Государства, в котором компания, распределяющая
прибыль, является резидентом.
Практическое исполнение положений налоговых соглашений
предполагает выполнение ряда специальных процедур, которые
устанавливаются и реализуются в соответствии с национальным
налоговым законодательством. Так, в целях применения положений
международных договоров Российской Федерации с иностранными
государствами ст. 312 НК РФ обязует иностранную организацию
представить налоговому агенту, выплачивающему доход (до даты
выплаты дохода), подтверждение того, что эта иностранная
организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с
которым Российская Федерация имеет международный договор
(соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. При этом
указанное подтверждение должно быть заверено компетентным органом
иностранного государства.
В связи с тем, что НК РФ не устанавливает обязательной формы
документов, подтверждающих постоянное местопребывание в
иностранном государстве, письмом Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам от 02.04.2002 N 23-1-13/1-482-М631 разъяснено,
что в качестве таких документов могут применяться справки по
форме, установленной внутренним законодательством этого
иностранного государства, а также справки в произвольной форме.
Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное
местопребывание иностранной организации в случае, если в них
содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:
"Подтверждается, что компания _________ (наименование компании)
является (являлась) в течение ___________ (указать период) лицом с
постоянным местопребыванием в ____________ (указать государство) в
смысле Соглашения об избежании двойного налогообложения между
СССР/Российской Федерацией и _________ (указать государство)".
Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах
определяется на основе различных критериев, соответствие которым
устанавливается на момент обращения за получением необходимого
документа, в выдаваемом документе указывается календарный год, в
отношении которого подтверждается постоянное местопребывание.
Для подтверждения постоянного местопребывания могут также
использоваться формы, разработанные ранее в этих целях в
соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34
"О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
При этом направление иностранной организацией заполненных форм в
налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на
неудержание налога от российских налоговых органов не требуется.
На всех документах, подтверждающих постоянное местопребывание,
проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченного
им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного
должностного лица. В соответствии со ст. 3 Соглашения компетентным
органом в Финляндии для целей применения Соглашения является
Министерство финансов, его уполномоченный представитель или орган,
назначаемый Министерством финансов в качестве компетентного
органа.
Налог с доходов, полученных иностранной организацией от
источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается
российской организацией, выплачивающей доход иностранной
организации при каждой выплате доходов, в валюте выплаты дохода и
в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.
При условии предъявления иностранной организацией налоговому
агенту указанного выше подтверждения исчисление и удержание суммы
налога с доходов, которые в соответствии с международными
договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской
Федерации по пониженным ставкам, производятся налоговым агентом по
соответствующим пониженным ставкам.
Налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в
сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289
НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным
организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный
(налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по
форме, утвержденной приказом МНС России от 24.01.2002 N БГ-3-
23/31. Инструкция по заполнению налогового расчета (информации) о
суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных
налогов утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-
23/275.
Перечень и виды документов, которые для налоговых органов
Финляндской Республики могут служить фактом подтверждения того,
что налог с доходов резидента Финляндской Республики удержан в
Российской Федерации, должны определяться соответствующими
компетентными органами Финляндской Республики.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|