ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2003 г. N 191-ПП
О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОБ УЧЕТЕ ИМУЩЕСТВА
В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
Концепцией управления собственностью Москвы и взаимодействия с
иными собственниками на территории города до 2005 года,
утвержденной постановлением Московской городской Думы от
18.10.2000 N 108, предусмотрена разработка системы учета имущества
города Москвы. В целях повышения эффективности управления
имуществом города Москвы, руководствуясь постановлением
Правительства Москвы от 12.09.2000 N 726 "О мерах по
совершенствованию законопроектной работы в органах исполнительной
власти города", Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "Об учете имущества
в городе Москве" (приложение).
2. Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрову А.В.
по представлению Департамента имущества города Москвы в срок до 1
апреля 2003 года образовать комплексную рабочую группу
Правительства Москвы по разработке проекта закона города Москвы
"Об учете имущества в городе Москве" и обеспечить финансирование
разработки данного законопроекта.
3. Департаменту имущества города Москвы в IV квартале 2003 года
внести на рассмотрение Правительства Москвы проект закона города
Москвы "Об учете имущества в городе Москве".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Толкачева О.М.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 25 марта 2003 г. N 191-ПП
КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОБ УЧЕТЕ ИМУЩЕСТВА
В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
I. Общая часть
1.1. Введение
Концепцией управления собственностью Москвы и взаимодействия с
иными собственниками на территории города до 2005 года,
утвержденной постановлением Московской городской Думы от
18.10.2000 N 108, постановлением Правительства Москвы от
04.06.2002 N 414-ПП "О выполнении плана мероприятий на 2001 год по
реализации Концепции управления собственностью Москвы и
взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005
года и плане мероприятий на 2002 год" предусмотрены организация и
создание системы учета имущества города Москвы и иных
собственников на территории города.
Существующая система учета имущества и права собственности
города Москвы на него предусматривает ведение реестров, отраслевых
баз данных, различных перечней и списков.
Создание единой системы учета имущества и прав собственности на
него, а также выявление бесхозяйного имущества и вовлечение его в
хозяйственный оборот в соответствии с законодательством Российской
Федерации представляет собой конечную цель настоящего закона.
В целях эффективного управления имуществом его учет необходим,
так как позволяет посредством принятия управленческих решений
оптимизировать использование имущества и поступление неналоговых
доходов в бюджет города Москвы и бюджеты муниципальных образований
от использования имущества.
Принятие закона города Москвы "Об учете имущества города
Москвы" позволит:
- создать единую систему и ведение непрерывного учета имущества
города Москвы;
- уточнить компетенцию властей города Москвы в части контроля
за соблюдением условий и целей использования имущества,
приобретенного в том числе в процессе приватизации;
- обеспечить соблюдение законных требований органов
государственной власти города Москвы при планировании и
осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, связанной с
использованием имущества;
- обеспечить приоритет предупредительных мер по обеспечению
общественной безопасности пользования имуществом.
1.2. Цели и задачи проекта закона города Москвы
"Об учете имущества в городе Москве"
Целью подготовки законопроекта является установление правовых и
организационных основ ведения непрерывного учета имущества в
городе Москве, отражения изменений характеристик имущества для
обеспечения полноты и актуальности информации, необходимой для:
- эффективного управления имуществом;
- налогообложения и страхования имущества;
- государственной регистрации прав на имущество в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации;
- инвестирования в недвижимость и градостроительную
деятельность;
- государственного контроля за использованием имущества;
- иной деятельности, связанной с владением, пользованием и
распоряжением имуществом;
- выявления бесхозяйного имущества и вовлечения его в
установленном порядке в хозяйственный оборот.
Законопроект призван решить задачи:
- построение системы непрерывного ведения учета;
- создание единого формата учета имущества в целом и по
различным его категориям;
- оптимизация информации для каждого уровня учета;
- упорядочение отношений между исполнительными органами
государственной власти города Москвы, между собой и хозяйствующими
субъектами в части, касающейся ведения учета имущества.
1.3. Законодательство об учете
Законодательство об учете составляют Конституция Российской
Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты
Российской Федерации, законы и правовые акты города Москвы, в том
числе определяющие общий порядок учета имущества юридических лиц,
а также оформление результатов в учетных документах, которые могут
быть адаптированы для учета имущества города Москвы.
Законодательство об учете имущества города Москвы,
расположенного вне его территории, составляют нормативные акты
Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (иностранного
государства), на территории которого оно расположено.
Для целей государственной регистрации жилых и нежилых помещений
законодательством Российской Федерации установлен заявительный
порядок.
1.4. Термины и определения
В тексте настоящего закона используются следующие термины и
определения:
- имущество города Москвы - имущество и неимущественные права,
принадлежащие городу Москве, как на территории города Москвы, так
и вне ее пределов; не находящиеся в соответствии с законом в
частной собственности, собственности муниципальных образований,
собственности Российской Федерации или других определенных
законом собственников;
- реестр имущества города Москвы - свод информации о наличии,
техническом состоянии, правовом статусе и стоимостных
характеристиках объектов собственности города Москвы, позволяющий
индивидуализировать объект;
- учет имущества - система сбора и ведения, регистрации и
обобщения информации о состоянии имущества в городе Москве;
- объект учета - единица учета имущества в единой системе
учета;
- инвентаризация для целей учета - сопоставление данных учета с
фактическим наличием и состоянием имущества, выявление неучтенных
или утраченных объектов;
- правообладатель - юридическое или физическое лицо, имеющее в
соответствии с законом или договором основание на предъявление
каких-либо прав на объект имущества (права собственности,
хозяйственное ведение или оперативное управление, доверительное
управление, виды аренды, безвозмездное пользование, пользование
сервитутом).
II. Основная часть "Структура разрабатываемого закона"
2.1. Предмет регулирования закона
Закон устанавливает:
- порядок формирования, ведения и состав системы учета
имущества города Москвы;
- порядок взаимодействия органов исполнительной власти города
Москвы по учету имущества;
- порядок взаимодействия органов исполнительной власти города
Москвы с федеральными органами исполнительной власти по вопросам
учета имущества на территории города Москвы;
- порядок взаимодействия органов исполнительной власти города
Москвы с иными собственниками.
2.2. Объекты учета
Объектами учета являются:
- имущество города Москвы, переданное в хозяйственное ведение
государственных предприятий города Москвы;
- имущество города Москвы, переданное в оперативное управление
государственных казенных предприятий или учреждений;
- имущество на территории города Москвы, не относящееся к
имуществу, переданному в оперативное управление или хозяйственное
ведение государственных и казенных предприятий или учреждений
города Москвы, собственности физических или юридических лиц,
собственности Российской Федерации, иных субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований или иностранных государств в
соответствии с законодательством Российской Федерации,
международными договорами и соглашениями, законодательством и
правовыми актами города Москвы;
- имущество города Москвы, расположенное за пределами
территории города, не переданное в оперативное управление или
хозяйственное ведение государственных и казенных предприятий или
учреждений города Москвы.
2.3. Виды объектов учета
Учету подлежит имущество, находящееся в собственности города
Москвы:
- недвижимое имущество:
земельные участки, обособленные природные объекты;
здания, отдельные помещения в них жилого и нежилого назначения;
наземные и подземные сооружения, включая транспортные и
инженерные коммуникации, энергоснабжающие, телефонные и иные сети,
путепроводы, трубопроводы и иные объекты инженерной
инфраструктуры;
имущественные комплексы;
единые имущественно - земельные комплексы;
- движимое имущество:
оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные
средства, инвентарь, инструменты, продукция, устройства и
сооружения, используемые для размещения рекламы, и иные
непотребляемые вещи;
архивные фонды;
- объекты интеллектуальной собственности и результаты
интеллектуальной деятельности;
- деньги и ценные бумаги, номинированные в валюте Российской
Федерации и иностранной валюте, включая средства бюджета города
Москвы и платежные документы.
2.4. Описание объекта учета
Обязательными характеристиками учета являются:
1. Индивидуализация объекта.
Для целей учета объект имущества должен нести информацию,
позволяющую индивидуализировать его как объект учета.
Для недвижимых объектов: наименование, адрес, кадастровый
номер, план земельного участка, поэтажный план и т.п.
Для движимых объектов: наименование и иные характеристики,
требуемые установленным законодательными и нормативными актами
порядком.
2. Правовой статус объекта
3. Правообладатель или перечень правообладателей на объект
учета.
4. Стоимостная характеристика объекта.
2.5. Система учета
Построение информационной системы учета определяется
Правительством Москвы.
Система учета содержит:
1. Уровни учета.
1.1. Уровнями учета являются: общегородской учет, отраслевой и
территориальный, учет государственных и казенных предприятий и
учреждений города Москвы.
На общегородском уровне имущество учитывается в Едином реестре
имущества города Москвы, учитывающем унитарные предприятия и
учреждения, хозяйственные общества, некоммерческие организации,
унитарные предприятия и учреждения двойного подчинения, объекты
недвижимости, Реестр объектов движимого имущества, находящегося в
собственности города Москвы и незакрепленного за государственными
и казенными предприятиями или учреждениями города Москвы, Реестр
имущества на территории города Москвы, информация о
правообладателе которым отсутствует, Реестр имущества,
находящегося в собственности города Москвы и расположенного за
пределами его территории.
На отраслевом и территориальном уровне подведомственные объекты
имущества учитываются в реестрах соответствующих органов
исполнительной власти города Москвы, являющихся одновременно
составной частью единой системы учета в городе Москве.
На уровне городских предприятий и учреждений учет объектов
имущества ведется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и города Москвы.
1.2. Средства бюджета города Москвы учитываются в соответствии
с бюджетным законодательством Российской Федерации и города Москвы
и инструктивными указаниями Министерства финансов Российской
Федерации.
2. Состав системы учета.
Система учета состоит из реестров соответствующих видов
имущества, государственного земельного кадастра, отраслевых
информационных баз данных, объединенных единой привязкой к
геоинформационной системе Москвы, адресу БТИ, "протоколов" обмена
информацией.
3. Ведение учета.
Порядок получения и актуализации (обновления) информации.
4. Информационное обеспечение.
Круг данных, на основании которых будет осуществляться ведение
учета (техническая, градостроительная, статистическая,
бухгалтерская информация и иные виды учета и отчетности).
2.6. Взаимодействие органов исполнительной власти
по ведению учета
Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы
корректируют данные отраслевых (территориальных) реестров по
изменению состава и стоимости имущества подведомственных
государственных и казенных предприятий или учреждений города
Москвы (созданию, реорганизации, ликвидации, списанию,
приобретению и т.д.).
Информация о соответствующих изменениях передается на уровень
общегородского учета.
Обмен информацией с федеральными органами исполнительной власти
по вопросам государственной регистрации имущества осуществляется в
установленном порядке.
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города по
ведению учета утверждается Правительством Москвы.
2.7. Взаимодействие с иными собственниками
В целях разграничения прав собственности и межевания границ
объектов органы исполнительной власти города Москвы,
уполномоченные в соответствующей области, проводят сверку прав на
объекты имущества иных собственников (правообладателей) и внесение
полученной информации об объектах в систему учета на общегородском
уровне.
Отсутствие информации о правообладателе является основанием для
внесения объекта учета в Реестр имущества на территории города
Москвы, собственник которого неизвестен, с последующим возможным
обращением этого имущества в собственность города Москвы в
соответствии со статьями 225-228 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
2.8. Ведение контроля
Контроль за учетом объектов имущества города Москвы
осуществляют органы государственной власти города Москвы,
уполномоченный орган исполнительной власти, контрольные органы в
соответствии с их компетенцией.
Для сверки данных учета и фактического состояния объекта учета
производится инвентаризация в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и города Москвы.
|