Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты г.Москва

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.03.2003 N 5-Г03-24 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЧАСТЕЙ 1, 2, 3 СТАТЬИ 43 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "УСТАВ ГОРОДА МОСКВЫ"

(по состоянию на 9 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 28 марта 2003 г. N 5-г03-24
   
      Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
      России в составе:
      председательствующего Нечаева В.И.,
      судей Кебы Ю.Г. и Харланова А.В.
   
      рассмотрела в судебном заседании 28 марта 2003 г.  кассационные
   жалобы представителя Московской городской  Думы  Евдокимова  Г.Н.,
   представителей Мэра г.  Москвы Расторгуева А.Е. и Астахова П.А. на
   решение Московского городского суда от 16 января 2003 г.,  которым
   признаны  части  1,  2  и  3 статьи 43 Закона города Москвы "Устав
   города  Москвы"  противоречащими  федеральному   законодательству,
   недействующими  и  не  подлежащими  применению  со  дня вступления
   решения в законную силу.
      Заслушав доклад  судьи  Верховного  Суда  Российской  Федерации
   Нечаева В.И.,  объяснение представителя Московской городской  Думы
   Евдокимова   Г.И.,   объяснения   представителей  Мэра  г.  Москвы
   Расторгуева  А.Е.  и  Астахова  П.А.,   объяснение   представителя
   Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации  Григорьевой Е.А.,
   объяснения  представителей  Московской   городской   избирательной
   комиссии Рачиковой О.Н.  и Максимцевой Е.А.,  исследовав материалы
   дела, коллегия
   
                              установила:
   
      Статьей 43  Закона города  Москвы "Устав  города Москвы"  от 28
   июня 1995 г.,  в последующих редакциях  предусмотрено, что Вице  -
   мэр  г.   Москвы  избирается  одновременно  с  Мэром  г.    Москвы
   жителями города Москвы на четыре года на основе всеобщего  равного
   и прямого избирательного права  при тайном голосовании (часть  1);
   Вице -  мэром г.   Москвы может  быть избран  гражданин Российской
   Федерации  не  моложе  30  лет  и  обладающий избирательным правом
   (часть 2); порядок выборов Вице - мэра г.  Москвы  устанавливается
   Законом города Москвы (часть 3).
      Генеральная прокуратура Российской Федерации обратилась в суд с
   заявлением    о     признании     противоречащими     федеральному
   законодательству,    недействующими  и  не  подлежащими применению
   данных правовых норм.  Заявление обосновано тем,  что  федеральным
   законодательством   предусмотрены   выборы,  в  частности,  только
   высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Между тем
   Вице - мэр г. Москвы таким должностным лицом не является.
      Рассмотрев дело,  суд  вынес  приведенное   выше   решение.   В
   кассационных   жалобах  представитель  Московской  городской  Думы
   Евдокимов Г.Н.,  представители Мэра г.  Москвы Расторгуев  А.Е.  и
   Астахов  П.А.  просят  отменить решение суда.  Кассационные жалобы
   обоснованы тем, что система исполнительных органов государственной
   власти   субъекта   Российской   Федерации   устанавливается  этим
   субъектом самостоятельно.  Перечень  выборных  должностных  лиц  в
   Федеральном  законе  "Об  основных  гарантиях избирательных прав и
   права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12
   июня  2002 г.  N 67-ФЗ дан исключительно для правильного понимания
   этого Федерального закона.  Одновременная выборность Мэра и Вице -
   мэра  г.  Москвы  не  противоречит  федеральному законодательству.
   Федеральное законодательство не регулирует,  какие именно органы и
   должностные   лица   могут  быть  созданы  в  субъекте  Российской
   Федерации  и порядок их создания. Суду следовало руководствоваться
   принципом    отсутствия    прямого    запрета   на   существование
   дополнительных   выборных   должностей   в   субъекте   Российской
   Федерации.  Обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия не находит
   оснований для их удовлетворения.
      Согласно  части  1  ст.  77  Конституции  Российской  Федерации
   система органов государственной власти республик, краев, областей,
   городов  федерального  значения,  автономной  области,  автономных
   округов   устанавливается    субъектами    Российской    Федерации
   самостоятельно  в  соответствии  с основами конституционного строя
   Российской   Федерации    и    общими    принципами    организации
   представительных  и исполнительных органов государственной власти,
   установленными федеральным законом.
      Таким федеральным  законом является Федеральный закон "Об общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)   и
   исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
   Федерации" от 6 октября 1999 г.  Преамбулой  данного  Федерального
   закона      предусмотрено,     что     система     законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной власти
   субъектов  Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно
   в  соответствии  с  основами  конституционного  строя   Российской
   Федерации    и   настоящим   Федеральным   законом.   Образование,
   формирование и деятельность законодательных  (представительных)  и
   исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
   Федерации   регулируются   Конституцией   Российской    Федерации,
   федеральными  законами,  а  также,  в  частности,  уставом  города
   федерального значения.
      По смыслу приведенных правовых норм   образование, формирование
   и  деятельность  исполнительных  органов  государственной   власти
   субъекта  Российской  Федерации регулируются федеральными законами
   и,  в частности,  уставом города федерального значения.  При  этом
   нормативные  положения  устава,  которые  регулируют  эти вопросы,
   должны соответствовать федеральным законам. Между тем части 1, 2 и
   3  статьи  43  Закона  города  Москвы  "Устав  города  Москвы"  не
   соответствуют Федеральному закону "Об общих принципах  организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных  органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации".
      В соответствии  с  названным Федеральным  законом  конституцией
   (уставом) субъекта Российской  Федерации  может  быть  установлена
   должность  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
   (ч.  2  ст.  17).  Высшее  должностное  лицо  субъекта  Российской
   Федерации    (руководитель    высшего    исполнительного    органа
   государственной власти субъекта Российской  Федерации)  избирается
   гражданами   Российской   Федерации,  проживающими  на  территории
   субъекта  и  обладающими  в  соответствии  с  федеральным  законом
   активным  избирательным  правом,  на  основе  всеобщего  равного и
   прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1 ст. 18).
   Законом  субъекта  Российской  Федерации  устанавливается  порядок
   проведения выборов высшего должностного лица  субъекта  Российской
   Федерации    (руководителя    высшего    исполнительного    органа
   государственной власти субъекта Российской Федерации)  (подп.  "к"
   ч. 2 ст. 5).
      Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и
   права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12
   июня 2002 г.  к  выборным  должностным  лицам  отнесены  Президент
   Российской Федерации,  высшее должностное лицо субъекта Российской
   Федерации    (руководитель    высшего    исполнительного    органа
   государственной  власти  субъекта  Российской Федерации),  а также
   избираемый  непосредственно   гражданами   Российской   Федерации,
   проживающими   на  территории  муниципального  образования,  глава
   муниципального образования (п. 8 ст. 2).
      Как видно из содержания приведенных правовых норм,  федеральным
   законодательством предусмотрены выборы высшего  должностного  лица
   субъекта     Российской     Федерации     (руководителя    высшего
   исполнительного органа государственной власти субъекта  Российской
   Федерации).  Выборы  других  должностных  лиц,  входящих  в высший
   исполнительный орган государственной  власти  субъекта  Российской
   Федерации, федеральным законодательством не предусмотрены. Поэтому
   нельзя  признать  соответствующими  федеральному  законодательству
   оспариваемые   правовые   нормы,   которые  вопреки  установлениям
   федерального  законодательства   допускают   возможность   выборов
   должностного    лица,   не   являющегося   руководителем   высшего
   исполнительного органа государственной власти субъекта  Российской
   Федерации.
      Согласно подп.  "в" ч.  7 ст.  18 Федерального закона "Об общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)   и
   исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
   Федерации"  высшее  должностное лицо субъекта Российской Федерации
   (руководитель  высшего  исполнительного   органа   государственной
   власти    субъекта    Российской   Федерации)   формирует   высший
   исполнительный орган государственной  власти  субъекта  Российской
   Федерации  в  соответствии с законодательством субъекта Российской
   Федерации.
      Из смыслового  содержания  этой  правовой  нормы  следует,  что
   высший  исполнительный  орган  государственной   власти   субъекта
   Российской Федерации формируется высшим должностным лицом субъекта
   Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа
   государственной власти субъекта Российской Федерации). Такое право
   у  высшего  должностного  лица   субъекта   Российской   Федерации
   (руководителя   высшего   исполнительного  органа  государственной
   власти субъекта Российской Федерации) возникает после того, как он
   будет  избран.  Однако  оспариваемые  нормы  ограничивают,  против
   федеральной правовой нормы,  право высшего  должностного  лица  г.
   Москвы по формированию Правительства г.  Москвы в отношении одного
   из членов этого  высшего  исполнительного  органа  государственной
   власти г.  Москвы (Вице - мэр г.  Москвы входит в Правительство г.
   Москвы).
      Доводам о  том,  что  установление  выборности  Вице  - мэра г.
   Москвы  является  дополнительной  гарантией   избирательных   прав
   граждан,  проживающих  на  территории г.  Москвы,  суд дал оценку.
   Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - это
   установленные  Конституцией  Российской Федерации,  законом,  иным
   нормативным  правовым  актом   условия,   правила   и   процедуры,
   обеспечивающие  реализацию избирательных прав и права на участие в
   референдуме граждан Российской Федерации (п. 11 ст. 2 Федерального
   закона  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права на
   участие в референдуме граждан Российской Федерации").  Включение в
   состав  выборных  иной  должности,  помимо указанных в Федеральном
   законе,  не относится к условиям, правилам и процедурам проведения
   выборов и референдума.
      При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда  не
   имеется.
      Руководствуясь ст.ст.    360,     361,     366     Гражданского
   процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия
   
                              определила:
   
      Оставить решение  Московского городского суда от 16 января 2003
   г.  без изменения,  кассационные жалобы  представителя  Московской
   городской  Думы  Евдокимова  Г.Н.,  представителей Мэра г.  Москвы
   Расторгуева А.Е. и Астахова П.А. - без удовлетворения.
   
      Председательствующий:
      Судьи:
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz