Вопрос: Во исполнение рекомендаций, утвержденных приказом
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
21.08.2002 N БГ-3-02/458, по применению ст. 10 Федерального
закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ и письма Управления МНС России по
г. Москве от 30.07.2002 N 26-08/34679 "О порядке уплаты налога
на прибыль по базе переходного периода" банк представил
уточненный расчет по налогу на прибыль по базе переходного
периода 28 октября 2002 года. Инспекция МНС России провела
камеральную проверку деклараций по переходному периоду и
посчитала сумму налога на прибыль по переходному периоду
неправильной. В названном письме Управления МНС России по г.
Москве в приведенном примере не было оговорки, что к сумме налога
на прибыль по строке 9 следовало прибавить сумму налога на доходы
по ценным бумагам. Поскольку банк не нарушал указаний налоговых
органов, а руководствовался официально полученными
рекомендациями, возможно ли в данном случае неначисление пеней,
предусмотренное ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2003 г. N 11-14/18718
Подпунктом 3 п. 1 и п. 2 ст. 111 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) определено, что обстоятельством,
исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения,
признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом
письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о
налогах и сборах, данных налоговым органом или другим
уполномоченным государственным органом или их должностными лицами
в пределах их компетенции (указанные обстоятельства
устанавливаются при наличии соответствующих документов этих
органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым
периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне
зависимости от даты издания этих документов).
При наличии обстоятельств, указанных в п. 1 указанной статьи,
лицо не подлежит ответственности за совершение налогового
правонарушения.
Согласно ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается
виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о
налогах и сборах) деяние (действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным
Кодексом установлена ответственность.
Статьей 72 Кодекса установлено, что исполнение обязанности по
уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:
залогом имущества, поручительством, пенями, приостановлением
операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество
налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 75 Кодекса пенями признается установленная
данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик,
плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае
уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов
или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через
таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по
сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах
сроки.
Таким образом, поскольку пени являются не штрафной санкцией, а
мерой обеспечения обязательств, у налоговых органов отсутствуют
законные основания для неначисления пеней в случае уплаты налога в
сроки, более поздние по сравнению с установленными
законодательством о налогах и сборах.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|