Вопрос: Российская организация заключила договор комиссии с
иностранной организацией - резидентом Киргизии. В соответствии с
условиями договора российская организация выступает в качестве
комиссионера, на которого возложены обязанности по закупке товара
на территории России у российского продавца от своего имени, но
на средства комитента (иностранной организации) и дальнейшей
отправке указанного товара комитенту за рубеж.
Просим разъяснить порядок налогообложения прибыли организаций.
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 25 апреля 2003 г. N 26-12/22688
С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль
производятся в соответствии с положениями главы 25 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую
базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного
(налогового) периода на основе данных налогового учета. В
соответствии со ст. 274 НК РФ налоговой базой признается денежное
выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ,
подлежащей налогообложению. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью для
российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные
на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с
главой 25 НК РФ.
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая
налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала
налогового периода.
Ставки налога на прибыль установлены ст. 284 НК РФ.
Что касается вопроса налогообложения доходов иностранного
юридического лица - резидента Киргизии, то сообщаем следующее.
Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в
Российской Федерации через постоянные представительства и (или)
получающие доходы от источников в Российской Федерации, в
соответствии со ст. 246 НК РФ признаются налогоплательщиками
налога на прибыль в Российской Федерации.
Наличие постоянного представительства иностранной организации
для целей налогообложения в Российской Федерации определяется
исходя из положений законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах и с учетом положений международных договоров,
регулирующих вопросы налогообложения, в случае, если иностранная
организация является лицом с постоянным местопребыванием в
государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации
существует действующее соглашение об избежании двойного
налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 5 Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об
избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
уплаты налогов на доходы от 13.01.99 (далее - Соглашение) термин
"постоянное учреждение" (постоянное представительство) для целей
применения Соглашения означает постоянное место деятельности,
через которое предприятие одного Договаривающегося Государства
полностью или частично осуществляет предпринимательскую
деятельность в другом Договаривающемся Государстве.
При этом в соответствии с п. 6 ст. 5 Соглашения предприятие
не рассматривается как имеющее постоянное учреждение в
Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет
предпринимательскую деятельность в этом Государстве через
брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым
статусом при условии, что такие лица действуют в рамках своей
обычной деятельности.
Таким образом, в случае если деятельность иностранного
юридического лица - резидента Киргизии на территории Российской
Федерации через российскую организацию удовлетворяет условиям,
предусмотренным п. 6 ст. 5 Соглашения, то деятельность
указанного иностранного юридического лица на территории
Российской Федерации можно рассматривать как не приводящую к
образованию постоянного представительства этого иностранного
юридического лица для целей налогообложения в Российской
Федерации, следовательно, прибыль иностранного юридического лица
- резидента Киргизии в соответствии со ст. 7 Соглашения подлежит
налогообложению в Киргизской Республике.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|