Вопрос: Российская организация-импортер, применяющая для целей
налогообложения прибыли метод начисления, занимается изготовлением
и реализацией готовой продукции. Просьба разъяснить:
1. Каков порядок отражения затрат по оплате комиссионного
вознаграждения банку за выполнение им функций агента валютного
контроля по оформлению паспорта импортной сделки по закупке
материалов, производимой после оприходования и списания
материально-производственных запасов?
2. Каков порядок отражения импортных таможенных пошлин и сборов
при закупке оборудования, предназначенного для использования в
качестве основных производственных средств?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 25 апреля 2003 г. N 26-12/22715
1. На основании п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от
09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"
(далее - Закон N 3615-1) резиденты имеют право покупать
иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком
Российской Федерации.
Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации
производятся через уполномоченные банки в порядке,
устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации (п. 2
ст. 4 Закона N 3615-1).
Порядок покупки юридическими лицами - резидентами иностранной
валюты за рубли на внутреннем рынке Российской Федерации для
целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в
Российскую Федерацию установлен Указанием Банка России от
17.12.2002 N 1223-У "Об особенностях покупки юридическими лицами
- резидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации
на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей
осуществления платежей по договорам об импорте товаров в
Российскую Федерацию" (далее - Указание).
Согласно п. 1 Указания при покупке юридическим лицом -
резидентом иностранной валюты для осуществления платежей по
договору об импорте товаров в Российскую Федерацию после ввоза
товаров на территорию Российской Федерации (после таможенного
оформления товаров) юридическое лицо - резидент обязано
одновременно с представлением в уполномоченный банк, в котором на
специальный транзитный валютный счет юридического лица -
резидента зачисляется купленная иностранная валюта, поручения на
покупку и обосновывающих документов представить копию грузовой
таможенной декларации, предусмотренную п. 4.1 инструкции Банка
России и ГТК России от 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644
(соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за
обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров",
заверенную в порядке, установленном уполномоченным банком.
На основании п. 3 ст. 4 Закона N 3615-1 заключенные в
нарушение положений пунктов 1 и 2 указанной статьи и,
следовательно, в нарушение вышеуказанного порядка, установленного
Банком России, сделки купли-продажи иностранной валюты являются
недействительными.
В соответствии с п. 6 Указа Президента Российской Федерации
от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы
валютного контроля в Российской Федерации" уполномоченные банки
вправе оказывать предприятиям посреднические услуги по выполнению
функций агента валютного контроля, оформлению и подписанию
паспорта сделки (в том числе импортной), за которые взимают с
клиентов, оформивших в этих банках паспорт сделки, плату в
размере не более 0,15% суммы сделки, по которой уполномоченный
банк осуществляет валютный контроль.
При определении состава расходов, принимаемых для целей
налогообложения прибыли в 2002 году, необходимо руководствоваться
ст. 252 главы 25 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с вышеуказанной статьей расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически
оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются
затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий
осуществления и направлений деятельности организации
подразделяются на расходы, связанные с производством и
реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией,
подразделяются на:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
Материальные расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы
по налогу на прибыль, должны удовлетворять положениям ст. 254 НК
РФ.
В частности, согласно п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным
расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение
сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров
(выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу
либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров
(выполнении работ, оказании услуг).
Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость товарно-материальных
ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя
из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету
либо включаемых в расходы в соответствии с НК РФ), включая
комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим
организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на
транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением
товарно-материальных ценностей.
При этом перечень материальных расходов, который приведен в
ст. 254 НК РФ, является открытым. В связи с этим в состав
материальных расходов могут быть включены любые материальные
затраты, связанные с технологическими особенностями
производственного процесса, при условии, что они соответствуют
критериям экономической оправданности, документальной
обоснованности и производственной направленности, указанным в п.
1 ст. 252 НК РФ.
В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе
прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией,
учитываются расходы по оплате услуг банка.
При этом согласно п. 13 раздела 5.4 Методических рекомендаций
по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части
второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Методические рекомендации), утвержденных приказом МНС России от
20.12.2002 N БГ-3-02/729, по ст. 264 НК РФ включаются расходы по
оплате услуг банков, если они связаны с производством и
реализацией товаров (работ, услуг). При этом перечень банковских
услуг определяется ст. 5 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1
"О банках и банковской деятельности" и иными законодательными
актами, регулирующими банковскую деятельность. В остальных
случаях затраты по оплате услуг банков учитываются в составе
внереализационных расходов на основании подп. 15 п. 1 ст. 265 НК
РФ.
Подпунктом 3 п. 7 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что датой
осуществления внереализационных и прочих (учитываемых в качестве
косвенных согласно ст. 318 НК РФ) расходов для расходов в виде
сумм комиссионных сборов и расходов на оплату сторонним
организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги)
признаются дата расчетов в соответствии с условиями заключенных
договоров или дата предъявления налогоплательщику документов,
служащих основанием для произведения расчетов, либо последний
день отчетного (налогового) периода.
Таким образом, для целей налогообложения прибыли российской
организации, импортирующей материалы в качестве
материально-производственных запасов (далее - МПЗ) для
использования в производстве готовой продукции, расходы по оплате
услуг банка в сумме затрат на оплату комиссионного вознаграждения
за выполнение им функций агента валютного контроля по оформлению
паспорта импортной сделки, произведенные до оприходования и
списания МПЗ, могут быть учтены в составе стоимости
товарно-материальных ценностей, включаемой согласно п. 2 ст. 272
НК РФ в материальные расходы на дату передачи в производство
материалов - в части материалов, приходящихся на произведенные
товары (работы, услуги).
При этом если указанные расходы связаны с приобретением
различных партий, групп МПЗ, организация распределяет указанные
расходы пропорционально стоимости этих видов имущества либо по
иным экономически обоснованным принципам распределения,
заявленным налогоплательщиком в учетной политике (раздел 5.1
"Материальные расходы" Методических рекомендаций).
В случае если оплата за вышеназванные банковские услуги
произведена после момента передачи в производство закупленных по
импорту на основании соответствующего контракта и оприходованных
МПЗ, то в целях налогообложения прибыли данные затраты (при
подтверждении непосредственной связи с приобретением
товарно-материальных ценностей) в виде платежей банку как агенту
валютного контроля за оформление паспорта импортной сделки в
целях налогообложения прибыли учитываются как прочие расходы,
связанные с производством и (или) реализацией в составе косвенных
расходов текущего отчетного (налогового) периода
предприятия-импортера на дату выставления счета (счета-фактуры)
при условии исполнения указанной сделки.
2. Согласно п. 6 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество
принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в
соответствии со ст. 257 НК РФ, если иное не предусмотрено главой
25 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в
целях налогообложения прибыли понимается часть имущества,
используемого в качестве средств труда для производства и
реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для
управления организацией.
Первоначальная стоимость основного средства определяется как
сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное
средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в
которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250
НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до
состояния, в котором оно пригодно для использования, за
исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в
составе расходов в соответствии с НК РФ.
Таким образом, для целей налогообложения прибыли российской
организации - импортера оборудования, предназначенного для
использования в качестве основных производственных средств в
целях извлечения дохода, ввозные таможенные пошлины и сборы,
начисленные в соответствии с таможенным, а не налоговым
законодательством Российской Федерации, учитываются
соответственно в составе первоначальной стоимости импортного
оборудования (основных производственных средств) в качестве
расходов, связанных с приобретением амортизируемого имущества, на
дату начисления вышеуказанных налогов и сборов (подп. 1 п. 7 ст.
272 НК РФ), при условии учета доходов и расходов методом
начисления.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|