УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 19 мая 2003 г. N 21-09/26661
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную
систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения выбрал
доходы, уменьшенные на величину расходов. Просьба дать разъяснения
по следующим вопросам:
1. Включается ли в состав затрат комиссионное вознаграждение,
уплачиваемое комиссионеру (согласно договору комиссии) за
реализацию поставленного товара?
2. Включается ли в состав расходов уплаченный НДС по
приобретенным товарам, услугам?
3. Какие документы необходимо представить в налоговый орган
для подтверждения произведенных расходов на транспортные услуги
по перевозке приобретенных товаров?
Ответ:
1. В соответствии со ст. 346.16 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения
налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения,
уменьшают полученные доходы на суммы расходов по оплате стоимости
товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
При реализации покупных товаров расходы, связанные с их
покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320
Кодекса. Согласно данной статье в состав расходов на реализацию
(издержек обращения) налогоплательщики, осуществляющие оптовую,
мелкооптовую и розничную торговлю, включают расходы
налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров в
случае, если такая доставка не включается в цену приобретения
товаров по условиям договора, складские расходы и иные расходы,
связанные с приобретением и реализацией товаров.
Статьей 991 Гражданского кодекса Российской Федерации
определено, что комитент обязан уплатить комиссионеру
вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя
ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере),
также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке,
установленных в договоре комиссии.
Учитывая приведенные выше правовые нормы, индивидуальный
предприниматель - комитент, применяющий упрощенную систему
налогообложения, может учесть в составе затрат по оплате
стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, суммы
выплаченных им комиссионных вознаграждений.
2. В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при
определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий
упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить полученные
доходы на суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по
приобретаемым товарам (работам и услугам).
При этом указанные расходы принимаются при условии их
соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, то есть
они должны быть обоснованы и документально подтверждены и в
соответствии с п. 2 ст. 346.17 Кодекса признаются после их
фактической оплаты.
Следует также учитывать, что суммы НДС принимаются в расходы
текущего отчетного периода в той части, в какой в этом периоде в
целях исчисления единого налога признан сам расход. Иными
словами, уплаченные при приобретении покупных товаров суммы НДС
следует списать в расход после фактической реализации этих
товаров, а НДС по расходам, относящимся к нескольким отчетным
(налоговым) периодам, следует списывать в расход равномерно, как
и сами эти расходы.
3. В соответствии с положениями ст. 346.16 Кодекса расходы,
уменьшающие в целях налогообложения доходы налогоплательщика,
применяющего упрощенную систему налогообложения, принимаются при
условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252
Кодекса, то есть расходами признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Непосредственно законодательством о налогах и сборах в
настоящее время не установлены правила и требования к оформлению
первичных документов индивидуальными предпринимателями,
применяющими упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем в ст. 252 Кодекса определено, что под
документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к
учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах
унифицированных форм первичной учетной документации, а документы,
форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать
следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен
документ (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя,
отчество, номер и дату выдачи документа о государственной
регистрации физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя, ИНН);
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном
выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления (для
юридических лиц);
ж) личные подписи указанных лиц;
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент
совершения операции, а если это не представляется возможным -
непосредственно после ее окончания.
Кроме того, при оформлении любой хозяйственной операции к
первичным учетным документам должен прилагаться документ,
подтверждающий факт оплаты товара (услуги), а именно: кассовый
чек или квитанция к приходно-кассовому ордеру, или платежное
поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой
отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных
расходах.
Таким образом, документы, подтверждающие произведенные
налогоплательщиком расходы по доставке товаров, должны
соответствовать вышеуказанным требованиям, а также быть оформлены
в соответствии с нормами гражданского права.
Вместе с тем следует иметь в виду, что для уменьшения
полученных доходов на величину произведенных затрат необходимо,
чтобы расходы также соответствовали критерию обоснованности
(экономической оправданности) и их осуществление было связано с
предпринимательской деятельностью.
Если произведенный расход не соответствует хотя бы одному из
критериев, приведенных выше, то он не признается в целях
налогообложения.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Л.Я. Сосихина
|