АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2003 года
Дело N А40-26813/02-98-267
(Извлечение)
Арбитражный суд в составе: председательствующего Р., членов
суда единолично, протокол судебного заседания вел судья, с
участием от заявителя - Л., д. от 07.08.2002; К., д. от
28.04.2003; А., д. от 30.01.2003; от ответчика - Ю., д. от
10.01.2003, Е., д. от 10.01.2003 рассмотрел в открытом судебном
заседании дело по заявлению фирмы "Транзумед Гмбх Медицинтехник
Берлин" к МИМНС N 38 по г. Москве о признании недействительным
решения N 403 от 24.05.2002,
установил:
фирма "Транзумед Гмбх Медицинтехник Берлин" обратилась в
Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения N 403
от 24.05.2002 о привлечении к налоговой ответственности.
После вынесенных по настоящему делу судебных постановлений:
решения Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2002; постановления
апелляционной инстанции от 19.12.2002 и постановления ФАС МО от
25.03.2003 спорной осталась часть решения, относящаяся ко
взысканию с организации налога на пользователей автодорог с
соответствующими налоговыми санкциями и начисленной пеней.
Заявитель просит признать незаконным решение в этой части,
ссылаясь на то, что налоговой инспекцией неправильно определен
статус субъекта налогообложения, как иностранного юридического
лица. Также в подтверждение своей позиции ссылался на разъяснения
уполномоченного органа (Министерства финансов РФ) по данному
вопросу.
Ответчик требования заявителя не признал.
В отзыве на заявление указал, что в соответствии с п. 1 ст. 5
Закона РФ от 18.10.91 N 1759 "О дорожных фондах" истец, являясь
иностранным юридическим лицом, признается плательщиком налога на
пользователей автомобильных дорог, а следовательно, обязан
исчислять и уплачивать данный налог и своевременно представлять
налоговую декларацию. Наличие объекта налогообложения у истца
подтверждается им самим в тексте заявления, где указано, что в
проверяемом периоде фирма выполняла строительные работы, от
реализации которых была получена выручка.
Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения
представителей сторон, находит заявление подлежащим удовлетворению
по следующим основаниям.
В соответствии co ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О
дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей
автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации,
учреждения, предприниматели, являющиеся иностранными юридическими
лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ
предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения
и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность
через постоянные представительства, иностранные юридические лица;
филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий,
организаций, учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный
счет.
Ответчик считает, что заявитель является плательщиком налога на
пользователей автодорог в качестве иностранного юридического лица.
Понятие иностранного юридического лица дано в ст. 11 п. 2 HK
РФ, а именно: иностранные юридические лица, компании и другие
корпоративные образования, обладающие гражданской
правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, международные организации, их филиалы и
представительства, созданные на территории РФ (далее - иностранные
организации).
Действительно, фирма "Транзумед Гмбх Медицинтехник Берлин"
является иностранным юридическим лицом и состоит на налоговом
учете в МИМНС N 38 г. Москвы.
Как видно из решения о привлечении к налоговой ответственности,
выездная налоговая проверка проводилась не в отношении
деятельности всей фирмы, а в рамках деятельности стройплощадки N 2
ИНН 7738142274, то есть самостоятельного подразделения,
поставленного на налоговый учет по месту своего нахождения в г.
Москве.
Из этого следует, что фирма "Транзумед" и стройплощадка N 2
являются разными субъектами налогообложения.
Как разъяснено в ответе Минфина РФ от 13.02.2002 N 04-
06/05стройка, согласно Соглашения между РФ и ФРГ об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и
имущество, строительная площадка... является постоянным
представительством только в случаях, если продолжительность их
деятельности превышает 12 месяцев.
Как видно из ответа Минфина РФ от 22.03.2002 N 04-06-
05/стройка, фирма "Транзумед" выполнила все необходимые условия,
существующие на момент проведения выездной налоговой проверки:
зарегистрировала отдельно каждую строительную площадку, получила
ИНН и осуществляла расчеты налоговых обязательств по каждому
строительному объекту.
Деятельность заявителя на территории РФ по стройплощадке N 2 не
привела к образованию постоянного представительства, что
установлено решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2002 и
постановлением апелляционной инстанции, в той их части, которая не
была отменена постановлением ФАС МО.
Таким образом, строительная площадка N 2 по смыслу п. 2 ст. 11
НК РФ не относится к иностранному юридическому лицу и постоянное
представительство образовано не было. То есть, стройплощадка N 2
имеет статус подразделения, которое прямо не указано в действующем
налоговом законодательстве в качестве плательщика налога на
пользователей автодорог. Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ неустранимые
сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности,
толкуются в пользу этого лица.
Отнесение стройплощадки N 2 к категории иностранных юридических
лиц не соответствует понятию данных лиц, содержащемуся в ст. 11 НК
РФ, а применение аналогии при привлечении к налоговой
ответственности, по мнению суда, недопустимо.
Что касается довода налогового органа о том, что Министерство
финансов не вправе давать разъяснения по вопросам налогового
законодательства, то согласно постановления Правительства РФ от
23.08.2000 N 624 "Вопросы Министерства финансов РФ", Минфин
является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой
политики...
В силу п. 3 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком
письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о
налогах и сборах, данных налоговым органом или другим
уполномоченным лицом, являются обстоятельством, исключающим вину
лица в совершении налогового правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 АПК
РФ суд
решил:
признать незаконным решение МИМНС N 38 г. Москвы от 24.05.2002
N 403 о привлечении к налоговой ответственности фирмы "Транзумед
Гмбх Медицинтехник Берлин" в части взыскания налога на
пользователей автомобильных дорог и связанных с этим финансовых
штрафных санкций, как противоречащее п. 6 ст. 108, ст. 111 НК РФ.
Вернуть заявителю из федерального бюджета РФ госпошлину в сумме
27822 руб. 41 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его
принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Мотивированное решение изготовлено 23.05.2003.
|