Вопрос: Просьба разъяснить:
1. Правомерно ли привлечение к ответственности должностного
лица организации в соответствии со ст. 15.6 КоАП в случае
непредставления в установленный законом срок расчетов по
авансовым платежам по ЕСН, расчетов по страховым взносам в
Пенсионный фонд Российской Федерации, формы 2-НДФЛ?
2. Какую дату считать моментом выявления совершения
административного правонарушения (с целью составления протокола об
административном правонарушении) при проведении камеральной,
выездной проверки?
3. Возможно ли отнести к длящемуся административному
правонарушению непредставление однородных сведений, бухгалтерской
отчетности, деклараций за несколько кварталов, лет?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 2 июня 2003 г. N 11-10/29190
1. Согласно пунктам 1 и 2 ст. 230 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты ведут учет доходов,
полученных от них физическими лицами в налоговом периоде.
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего
учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и
суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов
ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим
налоговым периодом, по форме, которая установлена МНС России.
Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с
использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом
МНС России.
Согласно п. 3 ст. 243 Кодекса в течение отчетного периода по
итогам каждого календарного месяца налогоплательщики-работодатели
производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу на
доходы физических лиц исходя из величины выплат и иных
вознаграждений, начисленных (осуществленных - для
налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода
до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки
налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу,
подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее
уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
По итогам отчетного периода указанные налогоплательщики
исчисляют разницу между суммой налога на доходы физических лиц,
исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим
итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего
отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период
ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок,
установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых
платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался
налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых
взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете,
представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за
отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной МНС
России.
В соответствии с частью 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее - КоАП) непредставление
в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо
отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и
органы государственного внебюджетного фонда оформленных в
установленном порядке документов и (или) иных сведений,
необходимых для осуществления налогового контроля, а равно
представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном
виде влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, на
должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты
труда.
Таким образом, в случае непредставления налоговым агентом в
налоговые органы сведений о доходах физических лиц, полученных ими
от данного налогового агента, а также непредставление расчетов
авансовых платежей по единому социальному налогу влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в соответствии с
частью 1 ст. 15.6 КоАП - от трех до пяти минимальных размеров
оплаты труда.
При этом необходимо учитывать, что административная
ответственность, установленная в отношении должностных лиц, в том
числе ст. 15.6 КоАП, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4
КоАП, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ)
правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета
составляют Конституция Российской Федерации, указанный Федеральный
закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, международные договоры Российской Федерации,
регулирующие правоотношения в данной сфере.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в
органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их
регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на
основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом
стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно п. 2 вышеназванной статьи Закона N 27-ФЗ страхователь
представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о
каждом работающем у него застрахованном лице.
Согласно п. 1 ст. 1 Кодекса законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в
соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Поскольку срок представления сведений об уплачиваемых страховых
взносах в органы Пенсионного фонда Российской Федерации
законодательством о налогах и сборах не установлен, следовательно,
привлечение должностного лица организации за непредставление
вышеназванных сведений к административной ответственности в
соответствии с частью 1 ст. 15.6 КоАП неправомерно.
2. В соответствии с п. 7 ст. 101 Кодекса по выявленным
налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица
налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к
административной ответственности, уполномоченное должностное лицо
налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об
административном правонарушении. Рассмотрение дел об
административных правонарушениях и применение административных
санкций в отношении должностных лиц
организаций-налогоплательщиков, виновных в их совершении,
производится в соответствии с административным законодательством
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Кодекс предусматривает возможность привлечения к
административной ответственности должностного лица
налогоплательщика-организации по выявленным нарушениям до
рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения по
акту налоговой проверки.
Аналогичная точка зрения изложена в письме Прокуратуры г.
Москвы от 04.01.2001 N 36-5-2001, согласно которому протокол об
административном правонарушении должен составляться в момент,
когда должностное лицо, уполномоченное составить протокол, имеет
достаточно данных, свидетельствующих о наличии в действиях
правонарушителя состава административного правонарушения. Эти
данные могут быть получены на начальной стадии проверки, во время
ее проведения, а также по ее результатам.
3. КоАП не содержит определения длящегося административного
правонарушения, однако, пользуясь определением, данным в п. 1
постановления 23 Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.29 (в
редакции от 14.03.63) "Об условиях применения давности и амнистии
к длящимся и продолжаемым преступлениям", действующего в настоящее
время, длящимся административным правонарушением является действие
или бездействие, сопряженное с последующим длительным
невыполнением обязанностей, возложенных на виновного
законодательством под угрозой административного наказания.
Таким образом, административное правонарушение, выразившееся в
непредставлении в установленный законодательством о налогах и
сборах срок документов и (или) иных сведений, необходимых для
осуществления налогового контроля (часть 1 ст. 15.6 КоАП), а равно
нарушение установленных законодательством о налогах и сборах
сроков представления налоговых деклараций (ст. 15.5 КоАП) не
является длящимся административным правонарушением.
В соответствии с частью 1 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об
административном правонарушении не может быть вынесено по
истечении двух месяцев со дня совершения административного
правонарушения, а за нарушение законодательства Российской
Федерации, в том числе о налогах и сборах, по истечении одного
года со дня совершения административного правонарушения.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|