Вопрос: Организация осуществляет розничную реализацию товаров.
Продавцом был продан товар без применения ККМ.
Правомерны ли действия налоговой инспекции по наложению
административного штрафа на организацию, ведь чек не пробил
продавец?
Каким нормативным актом установлена обязанность кассира
пробивать чеки?
В каких случаях штраф за неприменение ККМ налагается на
юридическое лицо, а в каких - на продавца?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 июня 2003 г. N 29-12/29978
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) обязанность применять
контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) при осуществлении
наличных денежных расчетов возложена на юридические лица и
индивидуальных предпринимателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N
745 (с изменениями и дополнениями) утверждено Положение по
применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением, п. 13 которого определено, что правила
эксплуатации контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) утверждаются
Минфином России.
Пунктом 4.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением,
утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 N 104, определена
обязанность кассира-операциониста при расчетах с использованием
ККМ напечатать чек и выдать его покупателю.
Ответственность за нарушение ст. 2 Закона N 54-ФЗ установлена
статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - КоАП), предусматривающей наложение
административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до
двадцати минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), на
должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ, на юридических лиц -
от трехсот до четырехсот МРОТ.
Исходя из положений статей 53 и 402 Гражданского кодекса
Российской Федерации юридическое лицо осуществляет свои права и
исполняет обязанности посредством действий своих органов и иных
лиц, в том числе своих работников. При этом действия работников
считаются действиями юридического лица и оно отвечает за эти
действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательства.
В соответствии с п. 3 ст. 2.1 КоАП назначение административного
наказания юридическому лицу не освобождает от административной
ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо,
равно как привлечение к административной ответственности
физического лица не освобождает от административной
ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Исходя из изложенного административный штраф, предусмотренный
статьей 14.5 КоАП, налагается на организацию во всех случаях
выявления соответствующего нарушения правил использования ККТ.
Вместе с тем руководитель налогового органа в соответствии с п.
1 ст. 2.1 и статьей 29.9 КоАП вправе не налагать штрафные
санкции на должностных лиц и граждан в случаях, когда отсутствует
вина указанных лиц.
Одновременно сообщается, что согласно п. 1 ст. 1081
Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред,
причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных,
должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим
транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования
(регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если
иной размер не установлен законом.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Л.Я. Сосихина
|