Вопрос: Представительство иностранной компании заключило с
российскими предприятиями договоры комиссии, в которых оно
выступает в роли комитента. Комиссионеры по поручению комитента
приобретают и реализуют товар для комитента на территории
Российской Федерации.
Представительство иностранной компании просит разъяснить:
- кто в данной ситуации является налоговым агентом;
- имеет ли право представительство на налоговые вычеты по
товарам, купленным комиссионером на территории Российской
Федерации;
- имеет ли право представительство встать на учет по месту
нахождения отделения как плательщик НДС.
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 июня 2003 г. N 24-11/30096
В соответствии со ст. 143 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на добавленную
стоимость (далее - НДС) признаются организации, к которым в
соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса относятся, в частности,
иностранные юридические лица, компании, созданные в соответствии с
законодательством иностранных государств, международные
организации, их филиалы и представительства, созданные на
территории Российской Федерации.
Объектом обложения НДС в соответствии со ст. 146 Кодекса
признается реализация товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 161 Кодекса при реализации товаров (работ,
услуг), местом реализации которых является территория Российской
Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не
состоящими на учете в налоговых органах в качестве
налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется как сумма
дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой
операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации с учетом главы 21 Кодекса.
При этом п. 2 ст. 161 Кодекса установлено, что налоговая база,
указанная в п. 1 данной статьи, определяется налоговыми агентами.
При этом налоговыми агентами признаются организации и
индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых
органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары
(работы, услуги) у указанных в п. 1 данной статьи иностранных лиц.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и
уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от
того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с
исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные
главой 21 Кодекса.
Таким образом, приведенные выше нормы Кодекса устанавливают два
способа исчисления и уплаты в бюджет НДС по операциям, реализуемым
иностранной организацией и признаваемым объектом обложения НДС:
уплата налога самим иностранным налогоплательщиком либо его
налоговым агентом. При этом применение того или иного способа
Кодекс ставит в прямую зависимость от факта постановки иностранной
организации на учет в налоговом органе в качестве
налогоплательщика.
При этом п. 4 Методических рекомендаций по применению главы 21
"Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской
Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N
БГ-3-03/447, разъяснено, что постоянным представительством
признаются аккредитованные в установленном порядке
представительства иностранных организаций.
Статьей 144 Кодекса установлено, что иностранные организации
имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве
налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных
представительств в Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях учета в
налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом
МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, иностранная организация,
осуществляющая деятельность в Российской Федерации через филиалы,
представительства, другие обособленные подразделения, обязана
встать на учет в налоговых органах в каждом из мест осуществления
деятельности с присвоением ИНН.
В связи с изложенным иностранная организация, состоящая на
учете в налоговых органах по указанному основанию и осуществляющая
предпринимательскую деятельность на территории Российской
Федерации через свои филиалы (подразделения), должна
самостоятельно исчислять НДС по облагаемым операциям, которые
реализует каждый из филиалов (подразделений), представлять
налоговые декларации и уплачивать НДС в каждом из мест постановки
на учет.
Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется
налоговым органом на основании письменного заявления иностранной
организации и в соответствии со статьями 83 и 84 Кодекса.
Факт постановки на учет налагает на филиал иностранной компании
обязанность исчислять НДС со стоимости услуг, подлежащих
налогообложению в Российской Федерации, уплачивать его в бюджет и
представлять декларацию по месту учета.
С учетом вышеизложенного в том случае, если иностранное
юридическое лицо состоит на учете в налоговом органе в качестве
налогоплательщика, налоговая база по НДС при реализации товаров
(работ, услуг), местом реализации которых признается Российская
Федерация, определяется им самостоятельно в соответствии с
порядком, предусмотренным главой 21 Кодекса.
При этом иностранной организации следует уведомить своих
налоговых агентов о фактах постановки на учет в налоговых органах,
направив им копии свидетельства о постановке на учет в налоговом
органе по форме 2401ИМД. При отсутствии данного документа
удержание и уплата НДС производятся налоговым агентом.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|