ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2003 г. N 5-Г03-48
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.
судей Горохова Б.А.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июня 2003 г. по
кассационной жалобе Корковидова Артура Константиновича на решение
Московского городского суда от 20 февраля 2003 г. дело по
заявлению Корковидова Артура Константиновича о признании
противоречащими федеральному законодательству пунктов 1 и 3
постановления Правительства г. Москвы от 24 сентября 2002 г. N
784-ПП "Об упорядочении предоставления льгот по оплате за
пользование телефоном отдельным категориям граждан, получающим
пенсию в органах социальной защиты населения г. Москвы".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., объяснения Корковидова А.К., объяснения
представителей Комитета социальной защиты населения Москвы
Орловой Е.В., ОАО МГТС Садиковой Л.В. и Ивановой Т.В.,
объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Власовой Т.А., полагавшей решение суда отменить, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
постановлением Правительства г. Москвы от 24 сентября 2002 г.
N 784-ПП "Об упорядочении предоставления льгот по оплате за
пользование телефоном отдельным категориям граждан, получающим
пенсию в органах социальной защиты населения г. Москвы" (в ред.
постановления Правительства Москвы от 29.10.2002 N 884-ПП)
предусмотрено, что в целях упорядочения предоставления льгот по
оплате за пользование телефоном, установленных Федеральным
законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным
законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации":
1. Принять предложение ОАО "Московская городская телефонная
сеть" о выплате с 01.01.2003 денежной компенсации в размере 50%
утверждаемого в установленном порядке тарифа (абонентной платы)
за пользование телефоном индивидуального пользования взамен
50-процентной скидки за телефон, установленной действующим
законодательством для отдельных категорий москвичей, согласно
приложению 1, в том числе и инвалидов, являющихся абонентами ОАО
МГТС.
2. Утвердить Порядок выплаты денежной компенсации взамен
50-процентной скидки за телефон (приложение 2).
3. Установить, что оплата за пользование телефоном (абонентная
плата) получателями вышеуказанной компенсации производится в
полном размере установленного тарифа.
Согласно пп. 4, 5 вышеназванного постановления и
утвержденному им Порядку ОАО "Московская городская телефонная
сеть" из доходов, полученных по полному тарифу от абонентной
платы за пользование телефоном, перечисляет Комитету социальной
защиты населения Москвы денежные средства целевым назначением для
выплаты компенсации указанным в приложении 1 категориям граждан в
соответствии с утвержденным графиком (приложение 3), а Комитет
социальной защиты населения Москвы производит начисление
автоматизированным способом денежной компенсации пенсионерам,
состоящим на учете в органах социальной защиты, и возмещение ОАО
"Московская городская телефонная сеть" расходов, понесенных им в
связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи,
установленных федеральным законодательством для ветеранов и
инвалидов, в пределах выделенных ассигнований по мере их
поступления из федерального бюджета.
Корковидов А.К. обратился в суд с заявлением о признании
пунктов 1 и 3 указанного постановления Правительства Москвы
незаконными, ссылаясь на то, что установленные в них нормы
противоречат Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" и нарушают его право на получение льготы,
установленной Федеральным законом.
Решением Московского городского суда от 20 февраля 2003 г.
заявление было оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Корковидова А.К. поставлен вопрос об
отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и
процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда
подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу п. "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы
социальной защиты населения, в том числе социального обеспечения,
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 76
Конституции Российской Федерации вправе принимать нормативные акты
по данным вопросам, не противоречащие федеральному
законодательству.
Выводы суда о том, что оспариваемые заявителем нормы
постановления Правительства г. Москвы от 24 сентября 2002 г. N
784-ПП "Об упорядочении предоставления льгот по оплате за
пользование телефоном отдельным категориям граждан, получающим
пенсию в органах социальной защиты населения г. Москвы"
соответствуют нормам федерального законодательства о
предоставлении льгот по абонентной плате за телефон инвалидам и
ветеранам, основаны на неправильном толковании и применении норм
материального права.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24 ноября
1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ,
от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N
78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от
29.12.2001 N 188-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N
57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим
детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за
пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Статьей 31 этого Федерального закона предусмотрено, что
организации независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате услуг
учреждений связи в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Таким образом, указанным Федеральным законом для инвалидов не
только установлена 50-процентная скидка за пользование телефоном,
но и определен порядок ее реализации: инвалиды за пользование
телефоном должны вносить 50% абонентной платы.
Такой же порядок предоставления льготы именно по оплате
коммунальных услуг, а не по компенсации фактически понесенных
расходов на эти цели установлен и в Федеральном законе от 12
января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федеральных
законов от 02.01.2000 N 40-ФЗ, от 04.05.2000 N 57-ФЗ, от
08.08.2001 N 124-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 06.05.2003 N
52-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от
27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N
176-ФЗ): льготы по оплате в размере 50 процентов абонентной платы
за телефон предусмотрены п. 9 ч. 1 ст. 14 - для инвалидов войны,
п. 6 ч. 1 ст. 15 - для участников Великой Отечественной войны,
п. 3 ч. 2 ст. 18 - для лиц, награжденных знаком "Жителю
блокадного Ленинграда", п. 10 ч. 1 ст. 21 - для членов семей
погибших (умерших), инвалидов войны, участников Великой
Отечественной войны и ветеранов боевых действий; п. 7 ч. 2 ст. 22
- для ветеранов труда.
В решении суда отсутствует анализ соответствия норм
обжалуемого заявителем постановления Правительства г. Москвы
нормам Федерального закона "О ветеранах", хотя, как это следует
из преамбулы постановления, оно принято во исполнение этого
Федерального закона.
Оспариваемым постановлением Правительства г. Москвы
установлен порядок предоставления льгот и возмещения расходов, в
соответствии с которым ОАО МГТС из доходов, полученных по полному
тарифу абонентской платы, перечисляет Комитету социальной защиты
населения г. Москвы денежные средства целевым назначением для
выплаты компенсации льготным категориям населения по
утвержденному графику согласно приложению N 3 к постановлению.
Таким образом, вместо предоставления льготы по оплате 50%
абонентной платы за телефон инвалидам и ветеранам предоставляется
последующая компенсация фактически понесенных расходов на эти
цели. Тот факт, что такая компенсация предоставляется именно как
замена льготы, установленной федеральным законодательством,
подтверждается и формулировкой п. 2 оспариваемого постановления:
"Утвердить Порядок выплаты денежной компенсации взамен
50-процентной скидки за телефон".
Замена льготы, установленной федеральным законодательством,
денежной компенсацией расходов по оплате телефона прямо
противоречит нормам Федеральных законов "О ветеранах" и
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не
соответствует смыслу норм федерального законодательства о
социальной защите этих категорий малообеспеченных граждан и
произведена исполнительным органом государственной власти
субъекта Российской Федерации с превышением его полномочий,
установленных в ст. 22 Федерального закона от 6 октября 1999
года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федеральных
законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ, от
07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ, от 11.12.2002 N
169-ФЗ, с изменениями, внесенными в соответствии с
постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П, от
12.04.2002 N 9-П).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О ветеранах"
реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении
ими удостоверений единого образца, установленного для каждой
категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года
либо Правительством Российской Федерации.
Установленное согласно ст. 14-22 Федерального закона "О
ветеранах" право на льготу ветеранам по абонентной плате за
телефон реализуется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69 утверждена
Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов
Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных
категорий граждан, установленных Федеральным законом "О
ветеранах" (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.11.2000 N 2448),
которой предусмотрено, что права и льготы реализуются на
основании соответствующих удостоверений.
Согласно п. "в" ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О
ветеранах" расходы на оплату установки квартирного телефона и
абонентскую плату за пользование им возмещаются за счет средств
федерального бюджета. Порядок возмещения транспортным
организациям этих расходов утверждается Правительством Российской
Федерации.
Согласно данной норме компетенция органов исполнительной
власти субъекта Российской Федерации ограничена
регламентированием порядка возмещения соответствующим
организациям расходов по предоставлению льгот, финансируемых из
бюджета субъекта Российской Федерации. При этом определение
порядка возмещения расходов на эти цели включает в себя только
регламентирование финансовых отношений между организацией связи и
соответствующим бюджетом и не подразумевает включение в круг
данных правоотношений самих льготников и обременение их
какими-либо обязанностями, не предусмотренными федеральным
законодательством.
В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона "О
ветеранах" нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для
ветеранов настоящим Федеральным законом, являются
недействительными.
По тем же основаниям незаконным является ограничение
обжалуемым постановлением прав инвалидов, установленных ст. 30
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации".
С учетом изложенного решение суда законным быть признано не
может и подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.
С учетом характера спорных правоотношений Судебная коллегия
считает необходимым в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ
вынести новое решение, в соответствии с которым оспариваемые
заявителем нормы постановления Правительства г. Москвы
признаются недействующими с момента вынесения настоящего решения.
На основании ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 20 февраля 2003 г.
отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой
инстанции, вынести новое решение об удовлетворении заявления
Корковидова Артура Константиновича.
Признать противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению с момента вынесения
настоящего решения пункты 1 и 3 постановления Правительства г.
Москвы от 24 сентября 2002 г. N 784-ПП "Об упорядочении
предоставления льгот по оплате за пользование телефоном отдельным
категориям граждан, получающим пенсию в органах социальной защиты
населения г. Москвы" (в ред. постановления Правительства Москвы
от 29.10.2002 N 884-ПП).
Председательствующий: Кнышев В.П.
Судьи: Горохов Б.А.
Кеба Ю.Г.
|