УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 10 июня 2003 г. N 11-14/30777
Вопрос: Организация, выступая в качестве арендатора, заключила
договор аренды нежилого помещения, находящегося в федеральной
собственности, сроком на 11 месяцев. В соответствии с частью
второй ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации
подписанный сторонами договор был направлен на согласование в
Минимущество России. Арендодатель (федеральное государственное
унитарное предприятие) передал вышеуказанное имущество согласно
акту приема-передачи в течение 5 дней после подписания сторонами
(арендатором и арендодателем) договора. Согласно условиям данного
договора он вступает в силу с момента согласования. Процедура
согласования заняла длительный период и договор был согласован
лишь через 6 месяцев после его подписания сторонами.
Правомерно ли организации-арендатору принимать к вычету налог
на добавленную стоимость в качестве налогового агента, а также
относить суммы арендных платежей на уменьшение налогооблагаемой
прибыли с момента подписания акта приема-передачи?
Ответ:
С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль
организаций осуществляются на основании главы 25 "Налог на
прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс).
Согласно ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу
на прибыль организаций признается прибыль, полученная
налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса признаются
для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на
величину произведенных расходов, которые определяются в
соответствии с данной главой.
В соответствии со ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 Кодекса), которыми признаются любые
обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии,
что они произведены налогоплательщиком для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
В целях налогообложения прибыли арендные платежи в
соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса учитываются в
составе прочих расходов, связанных с производством и (или)
реализацией, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Размер арендных платежей и порядок их перечисления
устанавливаются договором, заключенным в порядке, установленном
гражданским законодательством.
Таким образом, арендные платежи, уплачиваемые по заключенному
в установленном законодательством порядке договору аренды
находящихся в федеральной собственности нежилых помещений,
подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с
подп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса при условии их обоснованности и
подтверждения соответствующими первичными документами (договор
аренды, акт приема-передачи, счета на оплату арендных платежей,
платежные поручения и др.) начиная с периода, в котором этот
договор вступил в законную силу.
Согласно п. 3 ст. 161 Кодекса при предоставлении на
территории Российской Федерации органами государственной власти и
управления и органами местного самоуправления в аренду
федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации
и муниципального имущества налоговая база по налогу на
добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с
учетом налога на добавленную стоимость. В этом случае налоговыми
агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные
лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых
арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на
добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской
Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его
собственнику. Арендодателями могут быть также лица,
управомоченные законом или собственником сдавать имущество в
аренду.
Таким образом, при аренде федерального имущества арендатор
признается налоговым агентом только в случае, если услуга по
предоставлению такого имущества в аренду оказана органом
государственной власти и управления, то есть арендодателем
является орган государственной власти и управления либо
арендодателями выступают орган государственной власти и
управления и балансодержатель данного имущества, не являющийся
органом государственной власти и управления.
В том случае, если арендодателями федерального имущества
выступают лица, управомоченные законом или собственником сдавать
имущество в аренду, и эти управомоченные лица не являются
органами государственной власти и управления, то арендодатели в
установленном порядке уплачивают налог на добавленную стоимость
при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального
имущества.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|