Вопрос: Правомерно ли привлечение юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей к административной ответственности
по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях за отсутствие самоклеящихся пломб в рамках
эксперимента, утвержденного Государственной межведомственной
экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (протокол от
18.04.2002 N 2/67-2002) в городах Москве и Санкт-Петербурге?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 23 июня 2003 г. N 11-10/33107
Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) предусмотрено, что наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт
при осуществлении торговых операций или оказании услуг на
территории Российской Федерации производятся всеми организациями
и индивидуальными предпринимателями с обязательным применением
контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
В соответствии со ст. 4 Закона N 54-ФЗ требования к ККТ,
включая порядок и условия их применения и регистрации,
определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения по применению
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), не допускается к
применению ККТ, на которой отсутствует либо повреждена пломба
центра технического обслуживания (далее - ЦТО), отсутствуют
маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств
визуального контроля.
Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах
практики применения контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением" отсутствие пломбы либо ее
повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной
(контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление
расчетов без применения ККТ, поскольку наличие на ККТ пломбы ЦТО
является обязательным условием допуска ККТ к применению.
В соответствии с п. 7 Положения в организациях допускается
применение только исправной ККТ.
Нарушение требований части первой п. 7 Положения является
основанием для применения административной ответственности за
осуществление денежных расчетов без применения ККТ в соответствии
со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - КоАП).
Государственной межведомственной экспертной комиссией по
контрольно-кассовым машинам (далее - Комиссия) (протокол от
18.04.2002 N 2/67-2002) определено, что до 1 января 2004 года в
городах Москве и Санкт-Петербурге разрешено использование
дополнительных самоклеящихся пломб на ККТ. Протоколом от
19.12.2002 N 7/72-2002 утверждена форма дополнительной
самоклеящейся пломбы. Пломба соответствует ГОСТу N 18667-73
(пломбы, конструкции и размеры).
Согласно п. 10 постановления Правительства Российской
Федерации от 09.09.93 N 903 "О Государственной межведомственной
экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" решения
Комиссии, принятые по вопросам, входящим в ее компетенцию,
являются обязательными для всех министерств и ведомств, органов
исполнительной власти республик, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также для всех
организаций и предприятий.
Вместе с тем письмом Московской гильдии центров технического
обслуживания контрольно-кассовых машин и весоизмерительной
техники руководителям ЦТО г. Москвы сообщено, что вышеназванные
дополнительные самоклеящиеся пломбы на II квартал 2003 года по
состоянию на 15 мая в Московской гильдии отсутствуют. Новая
партия пломб заказана на III квартал 2003 года.
Согласно части 1 ст. 1.5 КоАП лицо подлежит административной
ответственности только за те административные правонарушения, в
отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 вышеназванной статьи КоАП лицо, в
отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, считается невиновным, пока его
вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП.
В соответствии с частью 3 указанной статьи КоАП лицо,
привлекаемое к административной ответственности, не обязано
доказывать свою невиновность.
Следовательно, в случае выявления должностными лицами
налоговых органов на ККТ, принадлежащей организациям
(индивидуальным предпринимателям), отсутствия вышеуказанных
самоклеящихся пломб по причине отсутствия названных пломб у ЦТО и
подтверждения данного факта ЦТО в действиях должностных лиц
организаций (индивидуальных предпринимателей) отсутствует вина в
совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.
14.5 КоАП.
Также согласно ст. 24.5 КоАП производство по делу об
административном правонарушении не может быть начато, а начатое
производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из
следующих обстоятельств, в том числе отсутствие события
административного правонарушения, отсутствие состава
административного правонарушения.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|