УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 24 июня 2003 г. N 26-12/34018
Вопрос: Правомерно ли учитывать в составе прочих расходов
затраты, понесенные налогоплательщиком, в виде материальной помощи
в денежной форме, оказанной не работающему в организации инвалиду?
Ответ:
В соответствии с подп. 38 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) у организаций, использующих
труд инвалидов, в которых инвалиды от общего числа работников
организации составляют не менее 50% и доля расходов на оплату
труда инвалидов в расходах на оплату труда не менее не менее 25%,
к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией,
относятся осуществленные ими в отчетном (налоговом) периоде
расходы в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие
социальную защиту инвалидов.
При этом расходы в виде средств, направленных указанными
организациями, использующими труд инвалидов, на цели,
обеспечивающие социальную защиту инвалидов, не могут быть
включены в расходы, связанные с производством и (или) реализацией
подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных
ископаемых и иных товаров по перечню, определяемому
Правительством Российской Федерации по согласованию с
общероссийскими организациями инвалидов, а также с оказанием
посреднических услуг, связанных с реализацией таких товаров,
минерального сырья и полезных ископаемых.
Для определения организацией, использующей труд инвалидов, за
отчетный (налоговый) период удельного веса инвалидов в общей
численности работников учитываются среднесписочная численность
работников организации и среднесписочная численность инвалидов,
определенные в соответствии с п. 5 раздела II Инструкции по
заполнению организациями сведений о численности работников и
использовании рабочего времени в формах федерального
государственного статистического наблюдения, утвержденной
постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N 121.
Доля расходов на оплату труда инвалидов в общих расходах на
оплату труда организации, использующей труд инвалидов,
определяется как отношение суммы расходов на оплату труда,
начисленной за отчетный (налоговый) период инвалидам списочного
состава, к сумме расходов на оплату труда, начисленной всем
работникам списочного состава организации, в соответствии со ст.
255 НК РФ.
Целями социальной защиты инвалидов признаются улучшение
условий труда инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов
(включая закупку и монтаж оборудования и организацию труда
рабочих-надомников), обучение (в том числе новым профессиям и
приемам труда) и трудоустройство инвалидов, защита прав и
законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации
(включая приобретение и обслуживание технических средств
реабилитации, собак-проводников, путевок в санаторно-курортные
учреждения), обеспечение инвалидам равных с другими гражданами
возможностей (включая транспортное обслуживание инвалидов,
организацию отдыха детей-инвалидов) в соответствии с
законодательством Российской Федерации о социальной защите
инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций
инвалидов.
Организациями, использующими труд инвалидов, в прочие расходы,
связанные с производством и (или) реализацией, относятся взносы,
фактически направленные в отчетном (налоговом) периоде на
содержание общественных организаций инвалидов.
Общественной организацией согласно ст. 8 Федерального закона
от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон
N 82-ФЗ) является основанное на членстве общественное
объединение, созданное на основе совместной деятельности для
защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся
граждан.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.11.95 N
181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
общественными организациями инвалидов признаются организации,
созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в
целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им
равных с другими гражданами возможностей решения задач
общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды
и их законные представители (один из родителей, усыновителей,
опекунов или попечителей) составляют не менее 80%.
Взносы, перечисленные на содержание общественных фондов и
общественных объединений других организационно-правовых форм,
определенных Законом N 82-ФЗ, союзам общественных организаций
инвалидов и другим некоммерческим организациям организациями,
использующими труд инвалидов, не могут включаться в состав прочих
расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
В соответствии с подп. 39 п. 1 ст. 264 НК РФ учреждениями,
единственным собственником имущества которых являются
общественные организации инвалидов, осуществляющими наряду с
ведением уставной деятельности и деятельность, связанную с
получением доходов от реализации, в прочие расходы, связанные с
производством и (или) реализацией (за исключением расходов,
связанных с производством и (или) реализацией подакцизных
товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных
товаров), относятся расходы в виде средств, фактически
направленных ими в отчетном (налоговом) периоде на осуществление
деятельности создавших их общественных организаций инвалидов и на
цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации
учреждением признается организация, созданная собственником для
осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая
им полностью или частично.
Отнесение указанных расходов в прочие расходы, связанные с
производством и (или) реализацией, производится учреждениями,
созданными общественными организациями инвалидов для выполнения
функций некоммерческого характера.
В состав прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, общественными организациями инвалидов могут быть
включены затраты в виде средств, направленных на выполнение целей
социальной защиты инвалидов, для которых в отчетном (налоговом)
периоде, в котором понесены расходы, отсутствуют целевые
поступления. В случае наличия целевых поступлений (в том числе
целевых средств без указания конкретной цели расходования)
указанные расходы могут учитываться в уменьшение налоговой базы
по налогу на прибыль только в размере фактически направленных на
социальную защиту инвалидов сумм за вычетом остатка таких целевых
поступлений (средств).
Положения подпунктов 38 и 39 п. 1 ст. 264 НК РФ применяются
к организациям, использующим труд инвалидов, общественным
организациям инвалидов и учреждениям, единственным собственником
имущества которых являются общественные организации инвалидов,
обеспечивающим раздельный учет доходов и расходов, связанных с
производством и (или) реализацией подакцизных товаров,
минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по
перечню, определенному Правительством Российской Федерации по
согласованию с общероссийскими организациями инвалидов, а также с
оказанием посреднических услуг, связанных с реализацией таких
товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, от доходов и
расходов, связанных с производством и (или) реализацией других
товаров, работ, услуг.
Таким образом, при исчислении налогооблагаемой базы по налогу
на прибыль неправомерно учитывать в составе прочих расходов
затраты, понесенные налогоплательщиком, в виде материальной
помощи в денежной форме, оказанной не работающему в организации
инвалиду.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|