УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 24 июня 2003 г. N 24-11/33635
Вопрос: Российское предприятие оказывает консультационные
услуги юридическому лицу Республики Беларусь, которое имеет
постоянное представительство на территории Российской Федерации.
При этом договор на оказание консультационных услуг российской
организацией заключен с юридическим лицом Республики Беларусь.
Является ли в данном случае российская организация плательщиком
НДС?
Ответ:
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О
ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом
пространстве" Российская Федерация перешла с 1 июля 2001 года на
взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" (за
исключением взимания налогов при реализации нефти, включая
стабильный газовый конденсат, и природного газа) с государствами -
участниками СНГ (кроме Республики Беларусь).
Российская Федерация во взаимной торговле с Республикой
Беларусь сохранила ранее действовавший порядок взимания косвенных
налогов по принципу "страны происхождения", который предполагает,
что налогообложение товаров, реализуемых между хозяйствующими
субъектами указанных государств, производится по месту
осуществления деятельности хозяйствующего субъекта, реализующего
товары, в порядке, установленном национальным законодательством в
отношении товаров.
Следовательно, с 1 июля 2001 года во взаимной торговле с
Республикой Беларусь сохранился существовавший до 1 июля 2001 года
порядок взимания налога на добавленную стоимость (далее - НДС),
предусмотренный ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах".
Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнил
порядок обложения НДС товаров, реализуемых с территории Российской
Федерации на территорию Республики Беларусь, но не предусмотрел
каких-либо особых норм в отношении реализации работ (услуг) между
хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики
Беларусь.
После 1 июля 2001 года налоговое законодательство Российской
Федерации не предусматривает никаких особых норм обложения НДС в
отношении работ, услуг, выполняемых (оказываемых) российскими
налогоплательщиками хозяйствующим субъектам Республики Беларусь.
Вместе с тем, учитывая специфику выполнения (оказания) работ
(услуг) между резидентами и нерезидентами Российской Федерации,
национальное законодательство Российской Федерации ставит порядок
обложения НДС указанных работ (услуг) в прямую зависимость от
определения места реализации таких работ (услуг).
Учитывая изложенное, при рассмотрении вопросов, связанных с
обложением НДС работ, услуг, реализуемых хозяйствующими субъектами
Российской Федерации для хозяйствующих субъектов Республики
Беларусь, после 1 июля 2001 года следует руководствоваться
положениями ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- НК РФ).
Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ предусмотрено, что при оказании
консультационных услуг местом реализации признается территория
Российской Федерации, в случае если покупатель услуг осуществляет
деятельность на территории Российской Федерации.
Местом осуществления деятельности покупателя считается
территория Российской Федерации в случае фактического присутствия
покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе
государственной регистрации организации или индивидуального
предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места,
указанного в учредительных документах организации, места
управления организации, места нахождения его постоянно
действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного
представительства (если услуги оказаны через это постоянное
представительство), места жительства физического лица.
Таким образом, если результаты услуг предназначены для
использования в любой форме представительством иностранной
организации - покупателя, расположенной на территории России, то
местом реализации таких услуг признается Российская Федерация и,
следовательно, их стоимость подлежит обложению НДС.
Если же рассматриваемые услуги непосредственно используются в
процессе деятельности, осуществляемой иностранной организацией за
рубежом, и никоим образом не связаны с деятельностью ее
российского отделения, то в такой ситуации реализация услуг не
подлежит обложению НДС на территории Российской Федерации.
При этом документами, подтверждающими место выполнения работ
(оказания услуг), в соответствии с п. 4 ст. 148 НК РФ являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания
услуг).
Следует также учитывать, что согласно подп. 2 п. 2 ст. 170 НК
РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров
(работ, услуг) либо фактически уплаченные при приобретении товаров
(работ, услуг), используемых для операций по производству и (или)
реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не
признается территория Российской Федерации, учитываются в
стоимости таких товаров (работ, услуг).
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|