МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2003 г. N 217
О ГОДОВОМ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ
ПАЛАТЫ МОСКВЫ В 2002 ГОДУ И РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ НИХ ВЫВОДАХ,
РЕКОМЕНДАЦИЯХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Рассмотрев в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября
1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" (в редакции
Законов города Москвы от 10 июня 1996 года N 19, от 17 июля 1998
года N 18, от 15 марта 2000 года N 3, от 21 февраля 2001 года N 6)
годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в
2002 году и результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них
выводах, рекомендациях и предложениях, Московская городская Дума
постановляет:
1. Принять годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной
палаты Москвы в 2002 году и результатах контрольных мероприятий,
вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях
(приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на председателя бюджетно-финансовой комиссии Московской городской
Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 25 июня 2003 г. N 217
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ
В 2002 ГОДУ И РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ НИХ ВЫВОДАХ, РЕКОМЕНДАЦИЯХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Настоящий годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной
палаты Москвы в 2002 году, результатах проведенных проверок,
обследований и экспертно-аналитических мероприятий, вытекающих из
них выводах, рекомендациях и предложениях подготовлен в
соответствии с требованием статьи 38 Закона города Москвы от 1
ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы".
Контрольно-счетная палата Москвы (далее - Палата) в 2002 году
осуществляла контрольную и иную деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации, города Москвы и планом
работы Палаты на 2002 год.
План работы Палаты на 2002 год был сформирован на основе
поручений Московской городской Думы и Мэра Москвы. В течение
отчетного года в него были внесены изменения в связи с запросами
комиссий и депутатов Московской городской Думы, а также
предложениями членов Коллегии Палаты.
В ходе выполнения плана работы Палаты на основе принципа
системности осуществлялся государственный финансовый контроль во
всех комплексах городского управления, по всем группам и
подгруппам классификации доходов и разделам и подразделам
функциональной классификации расходов бюджетов.
В 2002 году Палатой проведено 100 контрольных мероприятий, в
том числе:
- 27 - по поручениям Московской городской Думы;
- 20 - по запросам комиссий и депутатов Московской городской
Думы;
- 19 - по предложениям Мэра Москвы;
- 34 - по инициативе Палаты,
из них 43 проверки, 24 обследования и 33
экспертно-аналитических мероприятия.
Контрольными мероприятиями было охвачено 255 объектов.
Продолжена практика проведения контрольных мероприятий
совместно со Счетной палатой Российской Федерации. В 2002 году
были осуществлены проверки эффективности и целевого использования
средств бюджета города Москвы, в том числе средств, выделенных
Управлению федеральной службы налоговой полиции Российской
Федерации по городу Москве, ГИБДД ГУВД города Москвы и Управлению
пожарной безопасности из городского бюджета. Была проведена
тематическая проверка на предприятиях и в организациях медицинской
промышленности города Москвы в части обеспечения устойчивого
развития налоговой базы, полноты и своевременности поступления
налоговых платежей.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2002
году, установлены нарушения, отклонения, недостатки:
(тыс. рублей)
----T------------------------------------------T----------¬
¦N ¦Наименование ¦Сумма ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦1. ¦Средства по доходным источникам, ¦ 513,0¦
¦ ¦не зачисленные в бюджет города Москвы ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦2. ¦Средства по доходным источникам, ¦ 41910,6¦
¦ ¦несвоевременно зачисленные в бюджет города¦ ¦
¦ ¦Москвы ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦3. ¦Средства резервного фонда, направленные ¦ 2811000,0¦
¦ ¦на мероприятия, не носящие чрезвычайный ¦ ¦
¦ ¦или непредвиденный характер ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦4. ¦Средства, израсходованные не по целевому ¦ 37124,2¦
¦ ¦назначению ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦5. ¦Средства, израсходованные неэффективно ¦ 2356048,2¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦6. ¦Средства, израсходованные с другими ¦ 5824603,2¦
¦ ¦нарушениями ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦7. ¦Недополучено доходов в городской бюджет ¦ 1951888,8¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦8. ¦Предотвращено расходование средств ¦ 462427,0¦
¦ ¦с нарушением ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦9. ¦Средства, предложенные к возврату ¦ 211707,1¦
¦ ¦в бюджет города Москвы ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦10.¦Средства, возвращенные в бюджет города ¦ 84271,4¦
¦ ¦Москвы ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦11.¦Средства, предложенные к увеличению ¦30719272,0¦
¦ ¦доходов бюджета ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦12.¦Средства, направленные на увеличение ¦17801120,0¦
¦ ¦доходов бюджета по предложениям Палаты ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦13.¦Средства, по которым предотвращено ¦ 199400,0¦
¦ ¦нерациональное планирование ¦ ¦
¦ ¦расходования бюджетных и/или заемных ¦ ¦
¦ ¦средств ¦ ¦
+---+------------------------------------------+----------+
¦14.¦Средства, по которым установлены ¦ 4924010,4¦
¦ ¦недостатки в учете и отчетности ¦ ¦
L---+------------------------------------------+-----------
Примечания:
1. Кроме указанной суммы в рублях по п. 5 выявлено
неэффективное расходование средств в иностранной валюте в размере
16,1 тыс. немецких марок и 141,4 тыс. долларов США.
2. В объеме средств, израсходованных неэффективно (п. 5),
2167561,6 тыс. рублей - средства, привлеченные в рамках льгот по
налогу на прибыль.
3. В объеме средств, израсходованных с другими нарушениями
(п. 6), 3451911,2 тыс. рублей - средства, привлеченные в рамках
льгот по налогу на прибыль.
4. Проверки расходования организациями средств, привлеченных в
рамках льгот по налогу на прибыль, показали, что превышение
верхнего порога привлечения средств в рамках льгот по налогу на
прибыль на финансирование программ составило сумму в 170684,4 тыс.
рублей.
5. В объеме средств, возвращенных в бюджет города Москвы
(п. 10), 60015,7 тыс. рублей - средства, возвращенные
организациями-инвесторами по использованным льготам по налогу на
прибыль.
Проверяемым организациям и руководителям соответствующих
органов государственной власти направлено 81 представление и 3
предписания.
По итогам контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2002
году, в гражданско-правовой оборот дополнительно вовлечены объекты
недвижимости (нежилые помещения, земельные участки),
использовавшиеся хозяйствующими субъектами без надлежащего
оформления имущественных прав, что позволит получить в бюджет
города дополнительные доходы в виде арендных платежей.
В ходе экспертизы законопроекта "О бюджете города Москвы на
2003 год" при поддержке Департамента финансов города Москвы по
предложениям Палаты были увеличены:
- налоговые доходы на 12713179 тыс. рублей;
- доходы от имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности, или от деятельности на 2884992 тыс.
рублей;
- доходы от продажи нематериальных активов на 113169 тыс.
рублей;
- прочие неналоговые доходы на 265900 тыс. рублей,
а также уменьшены расходы по подразделу "Заготовка и хранение
сельскохозяйственной продукции" на 200000 тыс. рублей.
На основе требований Палаты были уточнены сводные сметные
расчеты стоимости работ для объектов городского заказа в сторону
уменьшения. Финансирование расходов за выполненные работы для этих
объектов было произведено с учетом указанных снижений, в
результате были сэкономлены средства бюджета города Москвы на
общую сумму 460738,3 тыс. рублей.
Некоторые рекомендации Палаты по совершенствованию
законодательства и решению проблем жизнедеятельности города
получили поддержку в органах государственной власти города Москвы.
Они были учтены в 16 правовых актах исполнительных органов власти
города Москвы, принятых в отчетном финансовом году.
В 2002 году придавалось большое значение организационной и
методической работе в целях обеспечения качественной и эффективной
деятельности подразделений Палаты.
В отчетном году Палата приступила к разработке методики
прогноза налоговых доходов в бюджете города Москвы, основанной на
математических методах. Выбраны три типа моделей, использующих
соответственно микроэкономические, макроэкономические, а также
другие качественные данные, характеризующие динамику
социально-экономического развития региона.
В целях обеспечения оперативности контроля за формированием
доходных источников городского бюджета Палатой в 2002 году создана
и внедрена процедура обработки информации, поступающей из
Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации
по городу Москве в рамках соглашения об информационном
взаимодействии.
Принят ряд организационно-технических мер по обеспечению
информационной безопасности, в том числе путем анализа журналов
доступа к программно-аппаратному комплексу Палаты.
Введена в эксплуатацию новая версия Web-сайта Палаты.
Разработана и утверждена Инструкция о порядке взаимодействия
должностных лиц Палаты с правоохранительными органами.
С 1 августа 2002 года вступила в силу новая редакция Регламента
Палаты, утвержденная приказом Председателя Палаты от 29 июля 2002
года N 21/1-05.
В течение отчетного года было проведено 16 заседаний Коллегии
Палаты, 25 рабочих и 17 оперативных совещаний с руководителями
структурных подразделений Палаты, на которых рассматривались
отчеты по проверкам и обследованиям и заключения по экспертизам
проектов правовых актов, а также организационные вопросы
деятельности Палаты.
Особое внимание в отчетном периоде уделялось взаимодействию
Палаты со Счетной палатой Российской Федерации и контрольными
органами, созданными законодательными органами власти субъектов
Российской Федерации. Взаимодействие осуществлялось по следующим
направлениям:
- участие специалистов Палаты в тематических семинарах и
научно-практических конференциях, проводимых в рамках Ассоциации
контрольно-счетных органов Российской Федерации;
- методическая помощь и обмен опытом во время приема в Палате
делегаций контрольных органов, созданных законодательными органами
власти субъектов Российской Федерации, а также Азербайджана,
Германии, Китая, Кувейта, Монголии, Украины и Швеции;
- подписание и продление двухсторонних и многосторонних
соглашений.
Специалисты Палаты приняли участие в работе семинаров в городах
Иваново и Воронеже по обмену опытом с контрольными органами,
созданными законодательными органами власти субъектов Российской
Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, а также в
научно-практической конференции в городе Суздале по теме
"Финансовый контроль и новые информационные технологии".
В ноябре отчетного года делегация Палаты приняла участие в
работе семинара руководителей государственных и региональных
органов государственного финансового контроля Украины и Российской
Федерации, проходившего в городе Судаке. По итогам работы семинара
был принят меморандум о совершенствовании системы внешнего
государственного финансового контроля.
Продолжена работа по укреплению материально-технической базы
Палаты. В целях развития локальной вычислительной сети Палаты в
2002 году закуплено 63 новых компьютера, 10 ноутбуков, 10
принтеров, 2 копировальных аппарата, 3 сервера и другое
техническое оборудование. В результате технического оснащения 170
рабочих мест сотрудники Палаты были обеспечены возможностью работы
с ресурсами внутренней вычислительной сети Палаты, сети
Интернет, а также печати на локальных или сетевых принтерах.
Особое внимание уделялось повышению квалификации специалистов
Палаты. В течение 2002 года 3 сотрудника Палаты прошли
переподготовку, 103 специалиста повысили квалификацию, 2
сотрудника получили квалификационный аттестат аудитора, 1 -
профессионального бухгалтера.
В целях определения уровня профессиональной подготовки
государственных служащих и его соответствия требованиям к
замещению государственной должности в декабре отчетного года были
проведены аттестация и квалификационный экзамен. По результатам
проведения данных мероприятий аттестационной комиссией признано,
что все сотрудники Палаты, представленные к аттестации,
соответствуют занимаемым должностям, 62 из них сдали
квалификационный экзамен, в том числе 3 сотрудника Палаты включены
в резерв кадров для замещения государственных должностей. В
соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 18 декабря 1997 года N
1008-РМ "О присвоении и сохранении классных чинов государственным
служащим города Москвы" 46 сотрудникам присвоен очередной классный
чин приказом Председателя Палаты, направлено ходатайство Мэру
Москвы о присвоении классного чина государственного служащего
государственной службы города Москвы 16 сотрудникам.
По состоянию на 1 января 2003 года из 173 сотрудников Палаты
169 имели высшее образование, в том числе 164 - профильное.
Руководствуясь принципом гласности в своей деятельности, Палата
с начала 2002 года подготовила и выпустила очередные номера
журнала "Бюллетень Контрольно-счетной палаты Москвы" (N 3-6).
В отчетном году депутатам Московской городской Думы
непосредственно на их рабочих местах был обеспечен доступ к базам
данных и результатам мониторинга программно-аппаратного комплекса
анализа бюджетных показателей, действующего в Палате.
Вместе с тем следует отметить, что на эффективность
деятельности Палаты негативно влияют следующие обстоятельства:
1. Отсутствие в федеральном бюджетном, налоговом и банковском
законодательстве норм по обеспечению контрольных органов,
созданных законодательными органами власти субъектов Российской
Федерации и представительными органами муниципальных образований,
необходимой и достаточной информацией для выполнения
предоставленных контрольным органам полномочий.
В связи с этим Палатой подготовлены предложения по изменению
федерального законодательства:
а) проект федерального закона о дополнении статьи 157
Бюджетного кодекса Российской Федерации новым пунктом следующего
содержания:
"4. Органы государственного финансового контроля в пределах их
полномочий имеют право получать сведения, составляющие налоговую
тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах.";
б) проект федерального закона о внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и
банковской деятельности" в части дополнения перечня организаций,
которым предоставляются справки по операциям и счетам юридических
лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, контрольными органами, созданными
законодательными органами власти субъектов Российской Федерации и
представительными органами муниципальных образований;
в) проект федерального закона о регламентации правовых основ
взаимодействия контрольных органов, созданных законодательными
органами власти субъектов Российской Федерации и представительными
органами муниципальных образований, с территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти, органами прокуратуры,
судебными органами, органами государственной власти города Москвы
в части представления ими необходимой информации и реализации
результатов контрольных мероприятий.
2. Отсутствие в законодательстве города Москвы и правовых актах
исполнительных органов власти города Москвы механизма реализации
положений пункта 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
В целях выполнения функций по экспертизе проектов целевых
программ, законов и иных нормативных правовых актов бюджетного
законодательства города Москвы Палатой подготовлены
соответствующие предложения по проекту закона города Москвы "О
внесении изменений (дополнений) в Закон города Москвы от 1 ноября
1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы".
3. Существующий порядок планирования контрольных мероприятий,
проводимых Палатой, и неурегулированность в установленном порядке
регламента получения информации об исполнении бюджета от органов
исполнительной власти города Москвы не позволяют Палате охватить
внешним контролем значительную часть городского бюджета.
4. Несоответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации
некоторых правовых актов.
Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 30 мая 1995 года
N 491-РП "О распределении платы за пользование средствами фонда
продовольственных ресурсов", регулирующее порядок поступления и
использования средств фонда продовольственных ресурсов, не
соответствует требованиям статей 32 и 42 Бюджетного кодекса
Российской Федерации. Согласно положениям статьи 42 Бюджетного
кодекса Российской Федерации в доходах бюджетов учитывается "плата
за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим
бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на
возвратной и платной основах". При этом статья 32 Бюджетного
кодекса Российской Федерации предписывает отражать все доходы и
расходы бюджетов в бюджете соответствующего уровня в обязательном
порядке и в полном объеме.
Распоряжение Мэра Москвы от 16 августа 2000 года N 884-РМ
(пункт 2.10 приложения) не соответствует статье 235 Бюджетного
кодекса Российской Федерации в части установления условия по
наличию задолженности получателя бюджетных средств по платежам в
бюджет.
5. Несовершенство правового и методического обеспечения
бюджетного процесса в городе Москве.
Распоряжение Правительства Москвы от 2 августа 2002 года N
1127-РП "О формировании городской Адресной инвестиционной
программы в автоматизированном режиме" не содержит запрета на
прием заявок от городских инвесторов на включение титульных
списков по объектам, не обеспеченным утвержденной проектно-сметной
документацией и твердой договорной ценой, в Инвестиционную
программу Правительства Москвы.
В пакете документов, прилагаемых к проектам законов о бюджете
города на очередной финансовый год или о внесении изменений в
бюджет города (при изменении дефицита), не содержится расшифровка
структуры планируемого дефицита на очередной финансовый год в
увязке с источниками его финансирования.
Не разработан в установленном порядке план уменьшения объема
кредитования поставщиков продукции аграрного сектора путем
привлечения на рынок города Москвы региональных
сельскохозяйственных производителей, поставляющих продукцию за
счет собственных средств.
На основе минимальной продолжительности эксплуатации зданий и
сооружений, предусмотренной ведомственными строительными нормами
ВСН 58-88р, методическими рекомендациями МДС 13-3.2000 (приказ
Госстроя России от 30 декабря 1999 года N 170), требует решения
вопрос об утверждении методических рекомендаций по определению
финансовой потребности в проведении текущего и капитального
ремонтов.
До настоящего времени не определен размер нормативной прибыли,
который представляется целесообразным разработать с учетом условий
развития предприятий - поставщиков коммунальных услуг в увязке с
городскими программами ресурсосбережения, в первую очередь, с
программой энергосбережения.
Необходимо завершить разработку методики и нормативов
формирования единого объекта недвижимости как объекта управления,
что предусмотрено пунктом 5 приложения к Концепции управления
собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на
территории города до 2005 года, утвержденной постановлением
Московской городской Думы от 18 октября 2000 года N 108.
В целях приращения стоимости нежилых помещений, находящихся на
балансе предприятий, важно пересмотреть порядок отнесения на
стоимость городского имущества расходов, связанных с
восстановительными работами на объектах недвижимости,
финансируемых из средств, поступающих в порядке возврата доходов
от арендных платежей.
|