УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 26 июня 2003 г. N 11-17/34334
Вопрос: Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет
предстоящих платежей осуществляется на основании письменного
заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Правильно ли такое толкование п. 4 ст. 78 Налогового кодекса
Российской Федерации, при котором зачет суммы излишне уплаченного
налога в счет предстоящих платежей возможен без вынесения решения
налогового органа?
Ответ:
Согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету
в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным
налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в
порядке, предусмотренном данной статьей.
В соответствии с п. 4 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне
уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на
основании письменного заявления налогоплательщика по решению
налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней
после получения заявления при условии, что эта сумма направляется
в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена
излишне уплаченная сумма налога.
Пунктом 3 раздела X Рекомендаций по порядку ведения в
налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом
МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 (далее - Рекомендации),
предусмотрено, что операция зачета переплат по одному налогу в
погашение задолженности по другим налогам (сборам) проводится
налоговым органом как по заявлению налогоплательщика (плательщика
сборов), налогового агента, так и самостоятельно налоговым
органом в соответствии с положениями Кодекса.
О всех проведенных операциях по зачету переплат,
осуществленных без заявления налогоплательщика (плательщика
сборов), налогового агента, налоговые органы в соответствии со
статьями 78 и 79 Кодекса уведомляют налогоплательщика
(плательщика сборов), налогового агента не позднее двух недель со
дня утверждения руководителем (его заместителем) налогового
органа заключения по форме N 21 (приложение N 2 к Рекомендациям).
При отсутствии расхождений между суммами, заявленными
налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом к
зачету или возврату, и данными карточек лицевого счета этого
налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента
налоговый орган выносит решение о зачете или возврате в виде
заключения по форме N 21 и направляет его на исполнение орган
федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской
Федерации или орган местного самоуправления.
Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального
бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между
бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации,
утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 14.12.99 N 91н (далее - Инструкция), устанавливается единый
порядок ведения учета доходов федерального бюджета и
распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами
разных уровней бюджетной системы Российской Федерации,
поступивших на счета органов федерального казначейства
Министерства финансов Российской Федерации, открытые в
учреждениях Банка России и иных кредитных организациях. Согласно
п. 9 раздела II Инструкции зачет или возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм доходов осуществляется на основании
заключений налоговых органов.
Исходя из изложенного выше зачет излишне уплаченного налога в
счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется
инспекцией на основании решения налогового органа в виде
заключения по форме N 21.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|