УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 11 июля 2003 г. N 21-09/38568
Вопрос: Организация, применяющая упрощенную систему
налогообложения, оказывает парикмахерские услуги населению.
Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется
аудиторской фирмой. Статьей 346.16 НК РФ предусмотрены расходы на
аудиторские услуги в размере фактически произведенных затрат.
Состав оказываемых аудиторскими организациями сопутствующих аудиту
услуг определен п. 6 ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N
119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", которым предусмотрено, в
частности, включение услуг по постановке, восстановлению и ведению
бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской)
отчетности, бухгалтерское консультирование.
Может ли организация уменьшить налоговую базу на сумму оплаты
услуг по ведению бухгалтерского учета аудиторской фирмой, имеющей
лицензию на аудиторскую деятельность в области общего аудита?
Ответ:
Статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
НК РФ) предусмотрен закрытый перечень расходов организации,
применяющей упрощенную систему налогообложения, принимаемых при
определении налоговой базы к уменьшению полученных
налогоплательщиком доходов.
В частности, подп. 15 п. 1 указанной статьи в качестве таких
расходов предусмотрены расходы на аудиторские услуги. При этом
данной нормой предусмотрены расходы именно на аудиторские услуги,
а не сопутствующие аудиту услуги, которые в соответствии с п. 5
ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской
деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ) могут оказывать аудиторские
организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность
без образования юридического лица (далее - индивидуальные
аудиторы).
Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ данные расходы принимаются при
условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Целью аудита согласно п. 3 ст. 1 Закона N 119-ФЗ является
выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Следовательно, отнесение на расходы в качестве расходов на
аудиторские услуги всего комплекса услуг, которые в соответствии
со ст. 1 Закона N 119-ФЗ могут оказывать аудиторские организации и
индивидуальные аудиторы, неправомерно.
Кроме того, организации, применяющие упрощенную систему
налогообложения, с 1 января 2003 года на основании п. 3 ст. 4
Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за
исключением учета основных средств и нематериальных активов.
Следовательно, затраты на оплату услуг по ведению бухгалтерского
учета экономически не оправданы и организация не вправе уменьшить
налоговую базу на указанные расходы, так как они не отвечают
критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Таким образом, в качестве расходов, уменьшающих полученные
доходы, в целях налогообложения единым налогом могут быть признаны
расходы по оплате аудиторских услуг только в части установленных
п. 3 ст. 1 Закона N 119-ФЗ услуг при наличии документов,
подтверждающих оплату понесенных расходов, и акта об оказании
услуг. При этом согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ и п. 2 ст. 346.17
НК РФ датой признания расхода будет одна из последних дат: дата
оплаты услуг или дата фактического оказания услуг.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.Г. Луканина
|