ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2003 г. N 592-ПП
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА
В ГОРОДЕ МОСКВЕ ДО 2006 ГОДА
(с изм., внесенными постановлением Правительства Москвы
от 03.08.2004 N 549-ПП)
В течение последних лет Правительством Москвы осуществляются
последовательные шаги по сохранению и развитию системы отдыха и
оздоровления детей в период летних и зимних школьных каникул.
Число детей, охваченных организованными формами отдыха,
оздоровления и занятости в период с 2000 по 2002 год, ежегодно
составляет около 700 тысяч человек, в том числе 300 тыс. детей
отдыхают в оздоровительных ведомственных стационарных лагерях,
находящихся на балансе предприятий города Москвы.
Наиболее эффективной формой разностороннего развития детей
являются профильные городские и выездные лагеря, в которых
организован отдых более 35 тыс. детей, в том числе для подростков
из групп "социального риска" и безнадзорных детей.
Характерной особенностью оздоровительной кампании последних лет
стала адаптированность содержания работы лагерей к интересам
детей: половина из них - это спортивные, туристические,
экологические лагеря, появились лагеря экстрима, летние лицеи.
Более 100 тыс. подростков (из них 15 тыс. "группы риска") успешно
сочетают отдых с различными видами трудовой деятельности. Получили
развитие наиболее эффективные формы соединения принципов
оздоровительной работы с методами социальной реабилитации и
адаптации детей на базе центров социального обслуживания семьи и
детей, социальных приютов, центров реабилитации детей с
ограниченными возможностями.
Ежегодно для 300 тыс. детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, детей и подростков из семей малоимущих
граждан организуется бесплатный отдых в здравницах Российской
Федерации, стран СНГ.
Второй год обеспечивается круглогодичный отдых и оздоровление 7
тыс. детей-инвалидов по путевкам "Мать и дитя" в санаториях Крыма,
Кавказа и Подмосковья.
Полностью решены вопросы транспортировки детей к местам отдыха
и обратно, организации питания, обеспечения медикаментами,
спортинвентарем.
Оперативная работа ГУВД г. Москвы и Управления ГИБДД ГУВД г.
Москвы, Центра госсанэпиднадзора в г. Москве позволила обеспечить
безопасное проведение детского отдыха.
Стабильным стало финансирование оздоровительных мероприятий.
Ежегодно Комплексной программой мер социальной защиты населения
Москвы предусматриваются целевые средства из бюджета города. Так,
в 2002 году выделено 941447000 руб. Из целевых бюджетных фондов
развития территорий административных округов и управ районов
84152000 руб. На 2003 год предусмотрены ассигнования в размере
1176810000 рублей. Несмотря на то, что средняя стоимость путевки в
загородные лагеря и санатории за последние 4 года возросла в 1,4
раза, в городе зафиксирован родительский взнос, равный 10%.
Бесплатные путевки предоставляются детям-сиротам и подопечным,
льготные - детям из льготных категорий семей.
Вместе с тем инфраструктура детского отдыха сегодня исчерпала
возможности своего интенсивного развития. Не строятся новые
современные загородные оздоровительные лагеря. Увеличения
численности отдыхающих детей удается добиться в основном за счет
увеличения количества смен и сокращения сроков пребывания детей в
лагерях. Большинство загородных лагерей требует капитального
ремонта, многие из них не приспособлены для круглогодичного
функционирования.
В целях совершенствования системы организации отдыха и
оздоровления детей и занятости подростков, а также формирования
гармонично развитой личности с учетом возрастных особенностей в
2003 году и на ближайшие годы Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Основные направления развития детского отдыха в
городе Москве до 2006 года (приложение).
2. Комплексу социальной сферы Правительства Москвы совместно с
префектурами административных округов города Москвы:
2.1. Сформировать до 1 октября 2003 года рабочую группу по
проведению инвентаризации ведомственных загородных стационарных
баз детского отдыха.
2.2. Уделять особое внимание организации отдыха, оздоровления и
занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.3. Принять дополнительные меры по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в период школьных каникул, в
том числе организовать временные рабочие места для детей в
возрасте 14-18 лет, а также обеспечить наибольшему количеству
детей из семей, находящихся в социально опасном положении, условия
для организованного отдыха, оздоровления и занятости.
3. Городской межведомственной Комиссии по организации отдыха,
оздоровления детей и занятости подростков (далее -
межведомственная Комиссия) осуществлять координацию работы всех
городских структур, профсоюзных и общественных объединений,
предприятий и учреждений по обеспечению отдыха, оздоровления и
занятости детей в каникулярный период. О результатах проведения
летней оздоровительной кампании 2003 года проинформировать
Правительство Москвы в срок до 1 ноября 2003 года.
4. Департаменту образования города Москвы:
4.1. Совместно с Комитетом общественных связей города Москвы
при участии Департамента федеральной государственной службы
занятости населения города Москвы разработать и реализовать в 2004
году конкретные меры по развитию сети городских и загородных
лагерей труда и отдыха.
4.2. Совместно с Комитетом общественных связей города Москвы в
рамках реализации программы общественных работ для студенческой
молодежи ежегодно формировать студенческие педагогические отряды
из числа обучающихся в вузах и педагогических колледжах системы
департамента для работы в трудовых объединениях старшеклассников и
оздоровительных учреждениях.
4.3. Совместно с комитетами города Москвы: по делам семьи и
молодежи, по культуре, физической культуры и спорта на
межведомственной основе шире использовать возможности
подведомственных учреждений для разнообразия форм работы с детьми
и подростками по организации отдыха в городских условиях.
4.4. Совместно с комитетами: по культуре и общественных связей
города Москвы подготовить предложения по организации отдыха детей
и подростков в каникулярное время в рамках программы "Одаренные
дети", а также творческих коллективов, активных участников
городских, окружных, районных мероприятий и представить их в
межведомственную Комиссию до 1 декабря 2003 года.
5. Департаментам: здравоохранения и социальной защиты населения
города Москвы совместно с ассоциацией "Санаторно-курортное
объединение "Курорты Подмосковья" продолжить реализацию мер по
круглогодичному оздоровлению детей-инвалидов и до 1 декабря 2003
года подготовить предложения по организации отдыха этой категории
детей для включения в проект комплексной целевой программы
реабилитации инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы.
6. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы:
6.1. При участии заинтересованных организаций разработать
городскую программу семейного отдыха для льготных категорий семей
и внести ее на рассмотрение межведомственной Комиссии в I квартале
2004 года.
6.2. Обеспечить подготовку и функционирование оздоровительных
учреждений дневного пребывания, выездных групп подростков по
программе "Дети улиц" и межмуниципальных Центров работы с
подростками по месту жительства.
6.3. Проработать вопрос о создании Центра детского, семейного
отдыха и оздоровления, предусмотрев целью его деятельности
осуществление работы с оздоровительными учреждениями всех типов,
обеспечивая патронаж со стороны государственных органов, и
представить в Правительство Москвы проект соответствующего
распорядительного документа до 1 декабря 2003 года.
7. Комитету общественных связей города Москвы:
7.1. Совместно с Фондом развития экономических и гуманитарных
связей "Москва-Крым" продолжить работу по реализации городской
благотворительной программы "Социально незащищенным детям Москвы -
лечение и оздоровительный отдых".
7.2. Принять меры по дальнейшему развитию загородного учебно-
методического центра "Московия", шире использовать базу центра для
организации профильных лагерей актива детского общественного
движения города.
7.3. Совместно с Московским фондом поддержки и развития
межрегиональных связей "Сотрудничество" продолжить в 2003 году и
последующие годы реализацию программы отдыха и оздоровления детей
на базе пансионата "Камчия" в Республике Болгария.
7.4. Организовать в марте 2004 года проведение общегородского
конкурса проектов по созданию временных рабочих мест для
подростков в период детского отдыха в соответствии с действующим
порядком.
8. Комитету физической культуры и спорта города Москвы:
8.1. Разработать и утвердить до 1 ноября 2003 года положения об
оздоровительном выездном и городском спортивном лагере для
учреждений дополнительного образования спортивной направленности.
8.2. В срок до 1 декабря 2003 года проработать вопрос о
создании в каждом административном округе города Москвы базового
городского оздоровительно-спортивного лагеря дневного пребывания и
внести предложение на рассмотрение в префектуры административных
округов города Москвы.
8.3. Совместно с ассоциацией "Санаторно-курортное объединение
"Курорты Подмосковья" при участии Московской федерации профсоюзов
изучить и внести до 1 октября 2003 года в межведомственную
Комиссию предложения о создании стационарных загородных
оздоровительных спортивных лагерей для учащихся Центров
образования и училищ олимпийского резерва.
9. Главному управлению внутренних дел г. Москвы разработать до
1 декабря 2003 года план на период до 2006 года совместных
мероприятий служб ГУВД г. Москвы и Московской области по
обеспечению охраны и общественного порядка в оздоровительных
детских учреждениях, лагерях труда и отдыха старшеклассников с
учетом оперативной обстановки и специфики обслуживаемой территории
и обеспечить его реализацию. В обязательном порядке предусмотреть
мероприятия, направленные на предупреждение наркомании и
токсикомании среди подростков.
10. Департаментам: продовольственных ресурсов, потребительского
рынка и услуг, здравоохранения города Москвы; Главному управлению
внутренних дел г. Москвы, Управлению транспорта и связи города
Москвы совместно с ГУП "Мосгортранс" оказывать в пределах своей
компетенции содействие и поддержку в организации отдыха детей и
подростков и обеспечении их безопасности в каникулярное время.
11. Комплексам: экономической политики и развития, социальной
сферы Правительства Москвы совместно с Департаментом финансов
города Москвы и Управлением Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по г. Москве проработать вопрос о порядке
налогообложения организаций, имеющих на балансе детские лагеря
отдыха и другие объекты социальной сферы, и внести предложение в
Правительство Москвы по снижению налоговой нагрузки в отношении
указанных организаций в срок до 1 ноября 2003 года в установленном
порядке.
12. Префектам административных округов города Москвы:
12.1. Ежегодно утверждать окружные программы организации отдыха
детей и проведения оздоровительных и спортивно-досуговых
мероприятий в период школьных каникул.
12.2. О результатах реализации программы на лето 2003 года
проинформировать межведомственную Комиссию в сентябре 2003 года.
12.3. При формировании проектов целевых фондов развития
территорий предусматривать средства на оказание финансовой
поддержки развития баз детского отдыха и проведения
оздоровительных мероприятий.
12.4. Систематически рассматривать вопросы детского отдыха на
заседаниях коллегий и о результатах информировать жителей округа
через средства массовой информации.
12.5. В целях реализации Основных направлений развития детского
отдыха в городе Москве до 2006 года усилить роль окружной Комиссии
по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков в
структуре органов исполнительной власти.
13. Рекомендовать главам управ районов:
13.1. Принять меры по укреплению и расширению материальной базы
городских учреждений, используемых для организованных форм отдыха
детей в каникулярное время.
13.2. В целях профилактики детской безнадзорности совместно с
районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
при участии учреждений образования, ДЮСШ, центров и клубов по
работе с детьми по месту жительства способствовать развитию сети
трудовых объединений, оборонно-спортивных, спортивных и палаточных
лагерей.
14. Департаменту финансов города Москвы, Управлению бюджетного
планирования и городского заказа города Москвы при формировании
бюджета города Москвы на 2004 год и последующие годы
предусматривать средства на проведение оздоровительных
мероприятий.
15. Просить Московскую федерацию профсоюзов:
15.1. Разработать банк данных о возможности организации
профильных смен на базе загородных ведомственных лагерей,
предложения представить в межведомственную Комиссию по мере
готовности.
15.2. Представлять ежегодно заявку в Департамент образования
города Москвы на привлечение студентов, специалистов из учреждений
дополнительного образования, творческих и спортивных центров,
педагогов школ и педагогических колледжей для работы с детьми в
загородных оздоровительных учреждениях на период 2003-2004 годов.
16. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой
информации города Москвы оказывать содействие детским
оздоровительным учреждениям в освещении их деятельности,
пропаганде здорового образа жизни.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову
Л.И.
О ходе выполнения данного постановления доложить Мэру Москвы в
I квартале 2004 года.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 22 июля 2003 г. N 592-ПП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА В ГОРОДЕ МОСКВЕ ДО 2006 ГОДА
Отдых следует рассматривать в качестве одного из важнейших
этапов в проблеме оздоровления и развития подрастающего поколения.
Сегодня состояние организации детского отдыха предполагает
необходимость закрепления и развития положительных тенденций и
накопленного опыта в городе Москве.
В этой связи необходимо:
- сохранить достигнутую положительную динамику развития
организованных форм отдыха в период летних и зимних каникул,
обеспечивая отдых и оздоровление детей в период весенних и осенних
каникул;
- оказывать государственную поддержку предприятиям по
укреплению материально-технического состояния баз загородных
стационарных оздоровительных лагерей;
- развивать малозатратные формы отдыха и оздоровления детей
(палаточные оборонно-спортивные лагеря, лагеря труда и отдыха,
проведение походов и экспедиций);
- активно использовать возможности учреждений социальной сферы
различной ведомственной принадлежности для сочетания
оздоровительной работы с социальной реабилитацией детей,
нуждающихся в особой социальной поддержке, в том числе детей,
находящихся в социально опасном положении;
- совершенствовать механизмы межведомственного взаимодействия,
а также сотрудничества с общественными организациями по вопросам
организации отдыха и оздоровления детей.
I. Развитие сети загородных ведомственных оздоровительных
учреждений предприятий и организаций города Москвы:
- провести в 2003-2004 гг. инвентаризацию ведомственных
загородных стационарных баз детского отдыха;
- принять меры по увеличению числа загородных стационарных
детских оздоровительных лагерей круглогодичного действия;
- расширить возрастной диапазон детей для пребывания в
оздоровительных учреждениях с 6 до 15 лет;
- создать условия по использованию оздоровительных учреждений
для организации отдыха детей по социальному заказу управ районов
(дети-сироты, подопечные, воспитанники школ-интернатов, дети из
социальных приютов);
- разработать программы для организации профильных смен
учреждений образования, ДЮСШ, клубов по месту жительства;
- создать условия для внедрения современных методик в
воспитательный процесс работы учреждений.
II. Организация отдыха детей на оздоровительных базах
Подмосковья, сопредельных регионов, стран СНГ:
- осуществлять приобретение путевок на конкурсной основе;
- определить перечень категорий детей, получающих льготные и
бесплатные путевки;
- предоставить социально незащищенным детям Москвы лечение и
оздоровительный отдых в детских санаториях Крыма;
- использовать базы для создания системы семейного отдыха.
III. Формирование системы отдыха детей в городских условиях:
- развивать и укреплять материальную базу городских детских
оздоровительных и санаторных учреждений;
- создать сеть городских оздоровительно-спортивных лагерей
дневного пребывания;
- практиковать заключение договоров как с Московским центром
труда и занятости молодежи "Перспектива", окружными службами
занятости, так и с предприятиями города с целью создания для
подростков временно оплачиваемых рабочих мест;
- создать творческие экспериментальные площадки для отработки
перспективных технологий организации отдыха и досуга детей на
уровне управ районов;
- шире использовать спортивные, культурно-развлекательные
сооружения различной ведомственной принадлежности, находящиеся
вблизи дислокации оздоровительных учреждений с дневным
пребыванием;
- совершенствовать работу учреждений санаторного типа для детей
с нарушениями физического развития, заболеваниями желудочно-
кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, зрения,
эндокринной системы;
- отдавать предпочтение зданиям школ-интернатов с полным
набором необходимых помещений и оборудования при выборе объектов
для размещения санаторных лагерей.
IV. Обеспечение санаторно-курортного лечения детей-инвалидов:
- осуществлять разработку и реализацию мер по социальной
реабилитации и адаптации данной категории детей с учетом имеющихся
медицинских показаний и противопоказаний;
- продолжить развитие системы отдыха и оздоровления в
круглогодичном режиме детей-инвалидов с нарушением органов зрения
и слуха, функций опорно-двигательного аппарата, а также имеющих
отклонения в состоянии здоровья, в возрасте до 18 лет, проживающих
в семьях и обучающихся в учреждениях образования.
V. Создание оборонно-спортивных лагерей:
- направлять детей из многодетных и малообеспеченных семей
москвичей в детские оздоровительные лагеря Военно-морского флота
России;
- создавать оборонно-спортивные лагеря на базе войсковых частей
Московского военного округа Министерства обороны Российской
Федерации.
VI. Финансовое обеспечение:
- использовать в структуре финансирования детского отдыха и
оздоровления средства: федерального бюджета, городского бюджета,
целевых фондов развития территорий, организаций и предприятий,
Московского регионального отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации, родителей и другие привлеченные источники;
- предусмотреть за счет средств Фонда квотирование рабочих мест
и специальных программ содействия занятости населения:
а) оплату труда несовершеннолетних и педагогического персонала
городских и загородных лагерей труда и отдыха;
б) восстановление и ремонт баз загородных лагерей труда и
отдыха;
в) увеличение нормативов финансирования расходов на питание,
культурно-досуговую работу с подростками и хозяйственные нужды;
- сформировать ценовую политику в отношении стоимости детских
путевок;
- предусмотреть средства на охрану детских учреждений и
увеличение оплаты труда работников лагерей.
VII. Кадровое обеспечение работы оздоровительных учреждений:
- совершенствовать систему подготовки кадров для работы в
детских оздоровительных учреждениях различных видов;
- обеспечить широкое привлечение студентов педагогических вузов
в период прохождения летней педагогической практики к работе с
детьми в качестве вожатых в загородных оздоровительных лагерях,
осуществлять их подготовку в рамках учебных программ на бесплатной
основе;
- расширить в рамках реализации молодежной программы
"Московский студенческий педагогический отряд" объемы подготовки
студентов различных вузов города для работы в учреждениях системы
отдыха и оздоровления детей;
- ввести в штатное расписание городских оздоровительных
лагерей, лагерей труда и отдыха медицинских работников;
- решить вопрос об обязательном медицинском сопровождении групп
школьников, отъезжающих в летние учреждения за пределы Москвы и
Московской области.
VIII. Нормативно-правовое обеспечение детского отдыха:
- на базе Московского городского педагогического университета
создать комплекс условий для разработки программы подготовки
организаторов детского отдыха, вожатых, социальных работников,
руководителей детских общественных объединений в условиях
временного детского коллектива лагеря;
- разработать и утвердить Положение о центре детского,
семейного отдыха и оздоровления;
- разработать Положение о смотре-конкурсе видов отдыха и
оздоровления детей в городских условиях;
- доработать Типовое положение о городских санаторных лагерях с
учетом их специфики.
|