УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 23 июля 2003 г. N 29-08/41041
О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ ККТ
Управление МНС России по г. Москве в связи с поступающими
запросами от территориальных налоговых инспекций, а также
налогоплательщиков по вопросу применения положений Федерального
закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ)
разъясняет следующее.
1. С 28 июня 2003 года - даты вступления в силу Закона N 54-ФЗ
- на всей территории Российской Федерации действует Федеральный
закон о применении контрольно-кассовой техники (ККТ), который
обязывает организации и индивидуальных предпринимателей
осуществлять наличные денежные расчеты за реализованные товары,
выполненные работы и оказанные услуги с применением
контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр.
Все ранее принятые и неотмененные нормативные правовые акты
действуют в части, не противоречащей данному Закону. К ним, в
частности, относятся:
- Положение по применению контрольно-кассовых машин,
утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745;
- Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные письмом
Минфина России от 30.08.93 N 104;
- Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых
органах, утвержденный приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 N
ВГ-3-14/36;
- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации,
утвержденный решением Совета директоров Центрального банка России
22.09.93 N 40;
- унифицированные формы первичной учетной документации по учету
торговых операций с применением ККМ, утвержденные постановлением
Госкомстата России от 25.12.98 N 132;
- указание Центрального банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об
установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в
Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке"
(предельный размер составляет 60000 рублей по одному договору);
- письма Минфина, утверждающие формы бланков строгой
отчетности;
- Государственный реестр, утвержденный Государственной
межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК) по ККМ.
В связи с этим также сохраняет свое действие приказ Управления
МНС России по г. Москве от 22.08.2001 N 106.
Указанные документы регулируют денежные расчеты с населением и
могут применяться при расчетах с юридическими лицами.
2. Закон N 54-ФЗ подлежит применению при осуществлении наличных
денежных расчетов с населением и в случаях, когда наличные
денежные расчеты осуществляются между организациями, а также между
организациями и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в
Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров
Центрального банка России 22 сентября 1993 года N 40, прием
наличных денег кассами предприятий производится по приходным
кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на
это уполномоченным письменным распоряжением руководителя
предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному
кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на
это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом)
кассира или оттиском кассового аппарата.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством
при расчетах между организациями на сумму полученных наличных
денежных средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек
и выписывается приходный кассовый ордер.
Организация-продавец также согласно требуемым нормативным
документам должна выдать организации-покупателю счет-фактуру
наряду с кассовым чеком.
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ
организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять
наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания
услуг исключительно населению при условии выдачи ими
соответствующих бланков строгой отчетности. Следовательно, при
наличных денежных расчетах между организациями за оказываемые
услуги (работы) в обязательном порядке применяется ККТ.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (письмо
от 04.07.2003 N ШС-6-22/738@) обязывает управления МНС России по
субъектам Российской Федерации не применять штрафные санкции за
применение документов строгой отчетности, согласованных решением
ГМЭК от 24.06.2003 (раздел V протокола 2/74-20030), впредь до
утверждения их Министерством финансов Российской Федерации.
4. До вступления в действие соответствующего правового
нормативного акта Правительства Российской Федерации регистрация
контрольно-кассовой техники в налоговых органах производится в
соответствии с Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в
налоговых органах, утвержденным приказом Госналогслужбы России от
22.06.95 N ВГ-3-14/36, и в соответствии с приказом Управления МНС
России по г. Москве от 22.08.2001 N 106.
5. Контрольно-кассовая техника включает в себя не только
контрольно-кассовые машины, но и электронно-вычислительные машины,
персональные и программно-технические комплексы, поэтому налоговым
органам от налогоплательщиков, а также центров технического
обслуживания не следует требовать в представляемых документах
замены аббревиатуры ККМ на ККТ, поскольку не внесены поправки в
различные подзаконные акты.
Заместитель
руководителя Управления
Н.В. Долгих
|