УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 13 августа 2003 г. N 29-12/44313
Вопрос: Просьба ответить на ряд вопросов, возникающих в связи с
принятием Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ:
1. Остаются ли наличные денежные расчеты между юридическими
лицами в пределах разрешенного лимита?
2. Следует ли при наличных расчетах оформлять приходный
кассовый ордер, а также применять ККТ при доплате денежных
средств?
3. Применяется ли ККТ при других безналичных расчетах, как при
расчетах с использованием платежных карт?
4. Как проводить возврат денежных средств покупателю не в день
покупки, оплатившему товар посредством платежной карты?
5. Нужно ли, чтобы в кассовом чеке был выделен НДС?
Ответ:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) сферой применения
контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), включенной в
Государственный реестр, являются наличные денежные расчеты,
осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями
в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, в
том числе при осуществлении наличных денежных расчетов между
организациями, а также между организациями и индивидуальными
предпринимателями.
В соответствии со ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации обязаны
выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных
денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Все ранее принятые и неотмененные нормативные правовые акты
действуют в части, не противоречащей данному Закону.
1. Согласно Указанию Банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об
установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в
Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке"
предельный размер расчетов наличными деньгами не должен превышать
60 тыс. руб. В соответствии с разъяснением, изложенным в
совместном письме МНС России и Банка России от 01.07.2002
N 24-2-02/252 и от 02.07.2002 N 85-Т соответственно, предельный
размер расчетов наличными денежными средствами относится к
расчетам в рамках одного договора.
Следовательно, наличные денежные расчеты между юридическими
лицами в пределах разрешенного лимита проводятся с применением
ККТ.
2. Согласно п. 13 Порядка ведения кассовых операций в
Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров
Центрального банка России от 22.09.93 N 40, прием наличных денег
кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам,
подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным
письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме
денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за
подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и
кассира, заверенная печатью (штампом) кассира.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством
при расчетах между организациями на сумму полученных наличных
денежных средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек
и выписывается приходный кассовый ордер.
В случаях если оплата товара (работы, услуги) осуществляется
не в полной сумме, пробивается чек по ККТ на сумму аванса
(предварительной оплаты), а затем в момент передачи товара
(выполнения заказа) покупателю (клиенту) пробивается кассовый чек
на оставшуюся сумму покупки. Также в качестве документа,
подтверждающего оплату товара, необходимо оформлять приходный
кассовый ордер, который отражает, от кого получена предоплата
(доплата) за проданный товар и в какой сумме. Полученные таким
образом суммы денежной наличности должны ежедневно отражаться в
журнале кассира-операциониста и учитываться в кассовой книге
организации.
Организация-продавец также согласно требуемым нормативным
документам должна выдать организации-покупателю счет-фактуру
наряду с кассовым чеком.
3. В случаях когда денежные расчеты за приобретенный товар
осуществляются в безналичном порядке, то есть совершаются без
участия наличных денег путем списания денежных средств с
расчетного (текущего) счета плательщика и зачисления их на счет
получателя (поставщика, кредитора), применение ККТ действующим
законодательством не предусмотрено.
4. Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг
посредством платежных карт подпадает под действие Закона N 54-ФЗ.
Суммы, оплаченные платежными картами, пробиваются, как
правило, на определенную секцию. В фискальной памяти кассового
аппарата регистрируется и хранится информация о наличных денежных
расчетах по всем видам оплат, в том числе по расчетам с помощью
платежных карт.
После оформления операций по расчету с использованием
платежных карт покупателю (клиенту) возвращается платежная карта,
отдаются кассовый чек и слип (выписка товарного чека, которая
прокатывается на специальной машине).
При возвращении покупателем товара возврат денежных средств
осуществляется на основании квитанции возврата безналичным путем
на карточку держателя при предъявлении кассового чека и платежной
карты.
При возврате в течение дня осуществляется отмена операции по
оплате с платежной карты. При возврате товара не в день покупки
операции по выдаче денежных средств осуществляются в соответствии
с заключенным договором эквайринга (договор между кредитной
организацией и предприятием торговли (услуг) по операциям,
совершаемым с использованием платежных карт).
Выдача наличных денежных средств из денежного ящика ККТ при
совершении операций возврата товара не допускается.
5. Пунктом 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N
745, в составе обязательных реквизитов, отражаемых на выдаваемом
покупателю (клиенту) кассовом чеке, реквизиты "сумма НДС" и
"сумма налога с продаж" не указаны. Вместе с тем кассовый чек
может содержать другие реквизиты, устанавливаемые владельцем ККТ
самостоятельно. При денежных расчетах с юридическими лицами
целесообразно эксплуатировать ККТ, которые могут печатать на
кассовом чеке реквизит "сумма НДС" отдельной строкой.
Дополнительно сообщается, что организации, допустившие
нарушения нормативных правовых актов, в том числе
законодательства о применении ККТ, несут административную
ответственность в соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Долгих
|