Вопрос: ООО просит дать разъяснения по вопросам применения ККТ.
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ говорит о том, что
организации при использовании бланков строгой отчетности могут
оказывать услуги населению без применения ККТ. В связи с этим
вопрос: могут ли организации, оказывающие различные услуги, в
том числе юридические, осуществлять наличные денежные расчеты с
другими юридическими лицами без применения ККТ при условии выдачи
им соответствующих бланков строгой отчетности. А также просим
уточнить порядок и место выдачи таких бланков.
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 12 сентября 2003 г. N 29-12/50040
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" (Закон N 54-ФЗ) организации и
индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные
денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (ККТ)
в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими
соответствующих бланков строгой отчетности.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики
применения административной ответственности, предусмотренной
статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин"
(абзац четвертый пункта 4) определено, что предусмотренное данной
нормой (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) правило действует только в
случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе
имеющим статус индивидуального предпринимателя.
Следовательно, при наличных денежных расчетах между
организациями за оказываемые услуги (работы) в обязательном
порядке применяется ККТ.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения
и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего
времени не внесены поправки в различные подзаконные акты, они
продолжают действовать в части, не противоречащей новому закону.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 право
утверждения форм документов строгой отчетности для использования
при расчетах с населением и учета наличных денежных средств по
представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий
и организаций предоставлено Министерству финансов Российской
Федерации.
Бланки строгой отчетности, утвержденные Министерством финансов
Российской Федерации, являются официальными государственными
документами и распространяются на организации и индивидуальных
предпринимателей, занимающихся соответствующими видами
деятельности на территории Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (письмо
от 15.04.2002 N АС-6-06/476) разъясняет, что изготавливать бланки
строгой отчетности могут любые типографии при условии
обязательного соблюдения ими требований к изготовлению документов
строгой отчетности, а именно - обеспечения наличия следующих
реквизитов: грифа утверждения, наименования формы документа,
шестизначного номера, серии, кода формы по ОКУД, даты
осуществления расчета, наименования и кода организации по ОКПО,
кода ИНН заказчика, вида оказываемых работ (услуг), единиц
измерения оказываемых услуг (в натуральном и денежном выражении),
наименования должности лица, ответственного за совершение
хозяйственной операции, и его личной подписи.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от
23.08.2001 N 16-00-24/70 указано, что в случае необходимости
утвержденные формы документов строгой отчетности могут быть
дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности
организации. При этом все реквизиты, предусмотренные в
утвержденных формах, остаются без изменения; удаление отдельных
реквизитов не допускается. В случае незаполнения той или иной
строки, предусмотренной в утвержденной форме документа строгой
отчетности, ввиду отсутствия у организации соответствующих
показателей эта строка прочеркивается.
Форматы утвержденных документов строгой отчетности являются
рекомендательными и могут изменяться. Художественное оформление
и техническое редактирование документов строгой отчетности
определяются организацией самостоятельно, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При изготовлении документов строгой отчетности допускается
вносить изменения в части расширения и сужения граф с учетом
значимости показателей, включения дополнительных реквизитов для
записи необходимой информации.
Следует отметить, что в настоящее время действующими
нормативными правовыми актами Минфина России бланки строгой
отчетности для оформления наличных денежных расчетов при оказании
юридических услуг не утверждены.
Дополнительно сообщается, что невыдача документа строгой
отчетности, приравниваемого к кассовому чеку, является основанием
для привлечения налогоплательщика к административной
ответственности за осуществление денежных расчетов без применения
в установленных законодательством случаях контрольно-кассовой
техники в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
руководителя Управления
Министерства РФ
по налогам и сборам по г. Москве
Н.В. Долгих
|