Вопрос: Организация осуществляет оптовую продажу своих товаров
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Некоторым
покупателям наше предприятие доставляет товары. Просим ответить
на возникшие у нас вопросы.
1. Продажа товаров за наличный расчет ведется через кассовый
аппарат, а в кассовом чеке отражена сумма, включающая налог с
продаж (без его выделения). Как в ситуации единственной ККМ
контролировать получение налога с продаж, если до сей поры
кассовый чек является единственным документом, подтверждающим
получение этого налога, а накладная отражает лишь его начисление.
2. Нужно ли вместе с кассовым чеком выдавать
организации-покупателю и отдельный приходный кассовый ордер. В
кассовой книге тогда будут записаны суммы, превышающие фактически
полученную наличность, так как эти суммы проходят дважды.
3. Как осуществлять доставку товара покупателю и получать с
последнего через доверенное лицо продавца наличные денежные
средства по факту разгрузки.
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2003 г. N 29-12/51732
1. В соответствии со статьей 348 главы 27 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) "Налог с продаж"
плательщиками налога с продаж являются организации и
индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы,
услуги).
Согласно статье 349 Кодекса объектом налогообложения
признаются операции по реализации физическим лицам товаров
(работ, услуг) в том случае, если такая реализация осуществляется
за наличный расчет, а также с использованием расчетных или
кредитных банковских карт.
Статьей 11 Кодекса дано определение индивидуального
предпринимателя, под которым понимается физическое лицо,
зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица.
Таким образом, операции по реализации товаров (работ, услуг)
индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, а также с
использованием расчетных или кредитных банковских карт являются
объектом налогообложения по налогу с продаж.
На основании статьи 354 Кодекса сумма налога с продаж
включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги),
предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).
Согласно пункту 2 статьи 350 Кодекса в случае, если
налогоплательщиком осуществляются операции, не подлежащие
налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет
таких операций.
2. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее
- Закон N 54-ФЗ) обязывает организации и индивидуальных
предпринимателей осуществлять наличные денежные расчеты за
реализованные товары, выполненные работы и оказанные услуги с
применением контрольно-кассовой техники (ККТ), включенной в
Государственный реестр. Закон N 54-ФЗ подлежит применению при
осуществлении наличных денежных расчетов с населением и в
случаях, когда наличные денежные расчеты осуществляются между
организациями, а также между организациями и индивидуальными
предпринимателями.
Все ранее принятые и неотмененные нормативные правовые акты
действуют в части, не противоречащей данному Закону.
Согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской
Федерации, утвержденному решением Совета директоров Центрального
банка России от 22.09.93 N 40, прием наличных денег кассами
предприятий и выдача денег лицам, не состоящим в списочном
составе предприятия, производятся соответственно по приходным
кассовым ордерам и расходным кассовым ордерам по формам,
утвержденным постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством
при расчетах между организациями на сумму полученных наличных
денежных средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек
и выписывается приходный кассовый ордер.
Чтобы избежать двойного счета, организациям целесообразно
после снятия Z-отчета с ККМ в кассовой книге отражать выручку за
минусом сумм, на которые уже выписан приходный кассовый ордер и
которые уже отражены в кассовой книге.
Для организаций-продавцов, получающих наличные деньги как от
юридических лиц и предпринимателей, так и от населения,
рекомендуется вести расчеты с теми и другими по разным секциям
кассового аппарата. Это позволит вычленить сумму, полученную от
юридических лиц, и контролировать ее соответствие данным
приходных кассовых ордеров.
3. В соответствии со статьей 5 Закона N 54-ФЗ организации
обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных
расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой
кассовые чеки.
Исходя из положений раздела 2 Типовых правил эксплуатации
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 N
104, пробитие кассового чека осуществляется непосредственно после
приема денежных средств.
Таким образом, уполномоченный по доверенности работник ООО в
случае доставки продукции в торговую точку, которая производит
наличный денежный расчет за поставленную продукцию в день ее
получения, обязан в данной торговой точке на сумму полученных
денежных средств пробить кассовый чек и выдать его организации -
покупателю продукции.
При выездной торговле экспедиторам, доставляющим продукцию,
целесообразно использовать компактные контрольно-кассовые машины
с автономным электропитанием из числа находящихся в
Государственном реестре, которые согласно Классификатору
разрешены к применению в соответствующей сфере (в вашем случае
для торговли).
В карточке регистрации контрольно-кассовой машины, которая
выдается налоговым органом по месту учета организации, в строке
"установлена по адресу" пишутся слова "выездная торговля".
Дополнительно сообщается, что организации, допустившие
нарушения законодательства о применении ККТ в части продажи
товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения в
установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, несут
административную ответственность в соответствии со статьей 14.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
руководителя Управления
Министерства РФ
по налогам и сборам по г. Москве
Н.В. Долгих
|