ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2003 г. N 799-ПП
О ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство Москвы отмечает, что к числу основных задач,
стоящих перед органами исполнительной власти города, относятся
обеспечение взаимодействия с федеральными и региональными органами
государственной власти в области законотворческой деятельности,
участие в разработке правовых концепций, анализ находящихся на
рассмотрении и подготовка в инициативном порядке проектов
федеральных законов по вопросам, затрагивающим ключевые интересы
города Москвы как субъекта Российской Федерации.
Одной из основных форм реализации городских интересов на
федеральном уровне является участие в продвижении в
Государственной Думе проектов федеральных законов, подготовленных
по инициативе и при участии Правительства Москвы. В рамках этой
работы установлено тесное взаимодействие с депутатским корпусом
Государственной Думы, который оказывает значительную поддержку при
отстаивании и продвижении московских инициатив. Городские
законопроекты также вносятся в Государственную Думу и от имени
членов Совета Федерации, представляющих город Москву. За период с
2000 года по настоящее время по инициативе Правительства Москвы
было подготовлено более 40 проектов федеральных законов.
Значительная часть из них принята или учтена в виде поправок к уже
действующим законам. В настоящее время на рассмотрении в
Государственной Думе находятся 14 законопроектов, подготовленных в
Правительстве Москвы.
Вторым направлением этой работы является анализ вносимых в
Государственную Думу проектов федеральных законов на предмет учета
в них интересов города. Только за 2003 год в органах
исполнительной власти города Москвы было проработано более 200
законопроектов, внесенных различными субъектами права
законодательной инициативы. По каждому из них было подготовлено
обобщенное заключение с определением позиции города Москвы и
направлено соответствующее обращение в депутатские объединения или
в профильные комитеты Государственной Думы.
Аналогичная работа велась и в Совете Федерации. По абсолютному
большинству законов, принятых Государственной Думой и направленных
на одобрение верхней палаты парламента, были подготовлены
обобщенные заключения для представителя от исполнительного органа
власти города Москвы в Совете Федерации. В профильные комитеты
палаты было направлено более 40 обращений по рассматриваемым
законам.
Одновременно с деятельностью в Федеральном Собрании Российской
Федерации организовано взаимодействие с Комиссией Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности. Учитывая,
что Правительство Российской Федерации является одним из наиболее
активных субъектов законодательной инициативы, такое
сотрудничество позволяет с большей эффективностью отстаивать
интересы города Москвы на стадии выработки совместной с
заинтересованными министерствами и ведомствами позиции по
конкретным законопроектам еще до их внесения в Государственную
Думу.
По особо важным вопросам были подготовлены и направлены
обращения с конкретными предложениями по совершенствованию
федерального законодательства в Администрацию Президента
Российской Федерации.
Значительные изменения законодательства Российской Федерации,
затронувшие наиболее важные для города вопросы, позволили
оптимизировать общие принципы взаимоотношений между Москвой и
федеральным центром. В значительной степени удалось отстоять
принципиальные позиции Правительства Москвы при рассмотрении
Государственной Думой и Советом Федерации проектов федеральных
законов о коренных изменениях системы организации органов
государственной власти в субъектах Федерации и местного
самоуправления, в области межбюджетных отношений, налогового
законодательства и по ряду других вопросов.
Вместе с тем наряду с положительными результатами следует
отметить, что руководителями органов исполнительной власти города
Москвы не в полной мере используются возможности в области
законотворчества для отстаивания интересов города Москвы и
продвижения городских инициатив на федеральном уровне, остается
практически не востребованным научный потенциал ведущих московских
вузов и других научных организаций города. Как следствие,
законопроекты недостаточно глубоко прорабатываются в
концептуальном плане. На предварительном этапе не проводится
согласование концептуальных предложений по изменению федерального
законодательства с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти. Отдельные руководители уклоняются от работы
с депутатским корпусом при рассмотрении отраслевых законопроектов
в профильных комитетах Государственной Думы. Имеют место нарушения
порядка подготовки и представления проектов федеральных законов
ответственными органами исполнительной власти города Москвы. Не
развиваются межрегиональные и международные связи по вопросам
законопроектной деятельности.
В целях совершенствования практики взаимодействия органов
исполнительной власти города Москвы с Федеральным Собранием
Российской Федерации Правительство Москвы постановляет:
1. В целом одобрить работу органов исполнительной власти города
Москвы по отстаиванию интересов города Москвы в Федеральном
Собрании Российской Федерации.
2. Считать работу по отстаиванию интересов города Москвы в
Федеральном Собрании Российской Федерации одним из приоритетных
направлений деятельности органов исполнительной власти города
Москвы.
3. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы
при осуществлении взаимодействия с палатами Федерального Собрания
Российской Федерации:
3.1. Руководствоваться положениями и принципами, установленными
федеральным законодательством, законодательством города Москвы и
иными нормативными правовыми актами.
3.2. Обеспечить комплексный подход к разработке правовых
концепций и проектов федеральных законов, затрагивающих интересы
города Москвы. При этом учитывать сочетание интересов города
Москвы и Российской Федерации, исключив возможность реализации
узковедомственных интересов.
3.3. Обеспечить неукоснительное соблюдение требований,
установленных регламентами Государственной Думы и Совета
Федерации, при подготовке проектов федеральных законов и их
прохождении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
3.4. Активно использовать возможности парламентских слушаний,
"круглых столов", других мероприятий, проводимых при участии
депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, для
доведения и разъяснения позиции городских властей по
рассматриваемым проблемам.
4. Управлению по связям с органами законодательной и
исполнительной власти Правительства Москвы:
4.1. В целях контроля за разработкой и прохождением в
Государственной Думе проектов федеральных законов, затрагивающих
интересы города Москвы, и определения по ним согласованных
позиций:
- продолжить активное взаимодействие с Комиссией Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности и
Департаментом по связям с Федеральным Собранием, общественными
организациями и религиозными объединениями Аппарата Правительства
Российской Федерации;
- принять меры по расширению рабочих контактов с федеральными
органами власти, имеющими отношение к разработке и внесению в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
законопроектов, затрагивающих интересы города.
4.2. Обеспечить организацию дальнейшей совместной работы с
Московской городской Думой по подготовке проектов федеральных
законов, затрагивающих интересы города Москвы, их внесению в
Государственную Думу и сопровождению при последующем рассмотрении.
4.3. При определении правовых концепций и подготовке проектов
федеральных законов осуществлять взаимодействие с правовыми
управлениями палат Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и Администрации Президента
Российской Федерации.
4.4. В целях дальнейшего совершенствования системы
взаимодействия и координации деятельности по защите интересов
города Москвы на федеральном уровне совместно с Правовым
управлением Правительства Москвы и отделом законопроектных работ
Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы не реже двух
раз в год организовывать проведение тематических семинаров для
обучения специалистов органов исполнительной власти города Москвы
с привлечением представителей федеральных и региональных органов
государственной власти, занимающихся законопроектной работой, и
ведущих ученых-правоведов.
5. Первым заместителям, заместителям Мэра Москвы в
Правительстве Москвы обеспечить:
- безусловное участие руководителей органов исполнительной
власти города Москвы в парламентских слушаниях по проблемам,
затрагивающим интересы города;
- качественную подготовку предложений по соответствующим
отраслям федерального законодательства, затрагивающим интересы
города Москвы;
- своевременную подготовку заключений на проекты федеральных
законов, направляемые в органы исполнительной власти города
Москвы, и представление их в Управление по связям с органами
законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы для
обобщения.
6. Исключить самостоятельные, идущие вразрез с установленным
порядком обращения руководителей органов исполнительной власти
города Москвы в Федеральное Собрание Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации, Администрацию Президента
Российской Федерации по вопросам изменения и совершенствования
федерального законодательства.
7. Управлению по организации работы с документами Правительства
Москвы совместно с Управлением по связям с органами
законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы до 1
ноября 2003 года подготовить предложения по внесению в Регламент
Правительства Москвы изменений и дополнений, обеспечивающих четкое
взаимодействие между органами исполнительной власти города Москвы
при осуществлении ими деятельности по отстаиванию интересов города
в Федеральном Собрании Российской Федерации.
8. Управлению по связям с органами законодательной и
исполнительной власти Правительства Москвы:
- активизировать работу с депутатами Государственной Думы,
избранными по одномандатным избирательным округам города Москвы;
- продолжить практику проведения встреч с руководителями
органов исполнительной власти города и Мэром Москвы по актуальным
городским проблемам.
9. Комитету межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы по согласованию с Управлением по связям с органами
законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы,
Правовым управлением Правительства Москвы и отделом
законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества
Москвы при подготовке соглашений и договоров о сотрудничестве с
субъектами Российской Федерации предусматривать положения о
взаимодействии и обмене опытом в области законотворческой
деятельности, привлекать к этой работе специалистов в области
законодательного процесса, представляющих различные органы
исполнительной власти города Москвы.
10. Департаменту международных связей города Москвы совместно с
Управлением по связям с органами законодательной и исполнительной
власти Правительства Москвы, Правовым управлением Правительства
Москвы и отделом законопроектных работ Правительства Москвы Центра
законотворчества Москвы обеспечить динамичное развитие связей с
зарубежными коллегами по вопросам обмена опытом взаимодействия
органов государственной власти различных уровней и практики
законодательного регулирования государственно-правовых отношений.
Особое внимание уделить развитию взаимодействия с Конгрессом
региональных и местных властей Совета Европы.
11. Департаменту финансов города Москвы по представлению
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного
представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе ежегодно
предусматривать в проекте бюджета города Москвы выделение средств
на финансирование законопроектной работы и проведение правовой
экспертизы законопроектов.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного
представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Петрова А.В.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV
квартале 2004 года.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
|