УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 8 октября 2003 г. N 29-12/55662
Вопрос: Организация производит и реализует юридическим и
физическим лицам металлические двери и конструкции (решетки,
ограждения, ворота, кованые изделия). Методика работы такова:
прием заказа по телефону; выезд замерщика на адрес заказчика, где
оформляется договор, определяется цена заказа; изготовление
заказа, которое начинается с момента предоплаты, выписывается
приходный кассовый ордер; монтаж металлоконструкций. Прием
наличных денег за проведенные работы осуществляется по месту
нахождения заказчика. Может ли данная организация заменить
кассовые чеки на бланки строгой отчетности?
Ответ:
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и
индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные
денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (далее
- ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими
соответствующих бланков строгой отчетности.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики
применения административной ответственности, предусмотренной ст.
14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин"
определено, что предусмотренное п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ правило
действует только в случае оказания услуг населению, то есть
гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального
предпринимателя.
Следовательно, при наличных денежных расчетах между
юридическими лицами за оказываемые услуги (работы) в обязательном
порядке применяется ККТ.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения
и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего
времени не внесены поправки в различные подзаконные акты, они
продолжают действовать в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N
745 право утверждения форм документов строгой отчетности для
использования при расчетах с населением и учета наличных денежных
средств по представлению заинтересованных министерств, ведомств,
предприятий и организаций предоставлено Министерству финансов
Российской Федерации.
Бланки строгой отчетности, утвержденные Министерством финансов
Российской Федерации, являются официальными государственными
документами и распространяются на организации и индивидуальных
предпринимателей, занимающихся соответствующими видами
деятельности на территории Российской Федерации.
Письмом Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-33 для оказания
бытовых услуг утверждены формы бланков БО-1 - БО-11 в качестве
документов строгой отчетности, которые могут использоваться при
расчетах с населением, индивидуальными предпринимателями для учета
наличных денежных средств без применения ККТ, а также методические
указания по их заполнению и применению.
Принадлежность услуг к бытовым определяется Общероссийским
классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН). В этой связи
применение тех или иных типов форм бланков строгой отчетности
осуществляется согласно кодам ОКУН.
Указанная организация вправе применять установленные формы
квитанции БО-1 или БО-3 согласно кодам 016100 "Ремонт жилья и
других построек" и 016300 "Прочие услуги, оказываемые при ремонте
и строительстве жилья и других построек". Форма БО-3 может быть
использована и в тех случаях, когда выполнение заказа связано с
большим объемом и количеством работ, комплектующих материалов или
изделий, с большим количеством усложняющих элементов. При этом на
выполнение заказа заключается договор (или оформляется
технологический документ), в котором детализируются элементы работ
и материалы, а в бланке строгой отчетности указывается только
общая сумма стоимости без расшифровки. При этом в форме БО-3
делается ссылка на дату и номер договора (технологического
документа), а в договоре (технологическом документе) - на номер
бланка строгой отчетности.
Важно отметить, что при реализации продукции (кованых изделий,
ворот, решеток и пр.) покупателям организация обязана в
общеустановленном порядке применять ККТ, поскольку использование
бланков строгой отчетности для учета наличных денежных средств при
осуществлении торговых операций Законом N 54-ФЗ не предусмотрено.
Предельный размер расчетов наличными деньгами между
юридическими лицами не должен превышать 60 тыс. руб. по одной
сделке (указание Банка России от 14.11.2001 N 1050-У).
При торговле товарами, а также при оказании услуг на дому или с
выездом в организации целесообразно использовать компактные ККТ с
автономным электропитанием из числа находящихся в Государственном
реестре, которые согласно Классификатору разрешены к применению в
соответствующей сфере (для торговли, сферы услуг). Удобны при
расчетах и транспортировке кассовые аппараты весом до 1 кг.
Законом N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные
предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ
кассовые чеки.
Форма приходного кассового ордера не утверждена Министерством
финансов Российской Федерации в качестве документа строгой
отчетности, который приравнивается к кассовому чеку при ведении
наличных денежных расчетов с покупателем (заказчиком, клиентом), а
потому не может являться основанием для получения наличных денег
без применения ККТ.
В случаях если оплата заказа (работы, услуги) осуществляется не
в полной сумме, заказчику выписывается документ строгой отчетности
(пробивается чек по ККТ) на сумму предварительной оплаты, а затем
после выполнения работ оформляется документ строгой отчетности
(пробивается кассовый чек) на оставшуюся сумму проведенных работ.
Заместитель
руководителя Управления
Н.В. Долгих
|