УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 16 октября 2003 г. N 11-14/57621
Вопрос: В соответствии со ст. 40 НК РФ налоговые органы имеют
право проверять правильность применения цен по сделкам в случаях,
указанных в п. 2 данной статьи. Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ
рыночная цена определяется на рынке идентичных (однородных)
товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.
Организация-арендатор намерена заключить договоры субаренды
недвижимого имущества.
Является ли предоставление в субаренду помещений, расположенных
на одном этаже, тождественных по площади и сдаваемых в аренду
различным субарендаторам, оказанием идентичных (однородных) услуг
в целях применения ст. 40 НК РФ?
Влияют ли на признание указанных выше услуг идентичными
(однородными) профиль деятельности субарендаторов и размер
сдаваемых в аренду площадей?
Ответ:
В соответствии с п. 2 ст. 40 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы при осуществлении
контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять
правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в
сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по
идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах
непродолжительного периода времени.
Согласно п. 3 ст. 40 Кодекса в случаях, предусмотренных п. 2
данной статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные
сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону
понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных
(однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе
вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней,
рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки
были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие
товары, работы или услуги. Рыночная цена определяется с учетом
положений, предусмотренных пунктами 4-11 данной статьи. При этом
учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми
лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются
скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на
товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или
реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки
новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении
товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях
ознакомления с ними потребителей.
В соответствии с п. 4 ст. 40 Кодекса рыночной ценой товара
(работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии
спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии -
однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических
(коммерческих) условиях.
Согласно пунктам 6, 7 и 9 ст. 40 Кодекса идентичными признаются
товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
При определении идентичности товаров учитываются, в частности,
их физические характеристики, качество и репутация на рынке,
страна происхождения и производитель. При определении идентичности
товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не
учитываться. Однородными признаются товары, которые, не являясь
идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих
компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и
(или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении
однородности товаров учитываются, в частности, их качество,
наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
При определении рыночных цен товара, работы или услуги
учитывается информация о заключенных на момент реализации этого
товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными)
товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В
частности, учитываются такие условия сделок, как количество
(объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии),
сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно
применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия,
которые могут оказывать влияние на цены.
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их
отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются
сопоставимыми, если различие между такими условиями либо
существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо
может быть учтено с помощью поправок.
Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ст. 40
Кодекса предоставление в субаренду помещений, расположенных на
одном этаже, для целей налогообложения может быть признано
оказанием идентичных услуг. При этом профиль деятельности
субарендаторов и размер сдаваемых в аренду площадей не влияют на
признание указанных выше услуг идентичными.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|