ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МОСКОВСКАЯ СЕВЕРНАЯ ТАМОЖНЯ
ПРИКАЗ
от 20 октября 2003 г. N 802
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ
ПОСТОВ И ОКТС ТАМОЖНИ ПО ВОПРОСАМ КОНТРОЛЯ
ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
В соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном
тарифе" от 21.05.1993, приказом ГТК России от 10.12.2002 N 1329 и
с целью совершенствования порядка взаимодействия между
структурными подразделениями таможни при принятии решений по
таможенной стоимости товаров и организации контроля при
проведении корректировок таможенной стоимости в процессе
оформления и после выпуска груза приказываю:
1. Ввести в действие Порядок взаимодействия таможенных постов и
ОКТС таможни по вопросам контроля таможенной стоимости,
приведенный в приложении к настоящему приказу.
2. Начальникам таможенных постов при проведении плановых
занятий организовать изучение с личным составом вводимого в
действие Порядка.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя начальника таможни Стрекалову М.А.
4. Считать утратившим силу приказ МСТ от 09.06.1998 N 162 "О
введении в действие технологии взаимодействия ОТОиТК, таможенных
постов и ОКТС таможни по вопросам контроля таможенной стоимости".
5. Настоящий приказ вступает в силу 20.10.2003.
Начальник таможни
генерал-майор таможенной службы
А.М. Узловский
Приложение
к приказу МСТ ЦТУ
от 20 октября 2003 г. N 802
ПОРЯДОК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛА КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ НА ЭТАПЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок взаимодействия регламентирует
последовательность действий должностных лиц отдела контроля
таможенной стоимости таможни при таможенном оформлении и
таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых
через таможенную границу Российской Федерации, за исключением
товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для
производственной или иной коммерческой деятельности.
Порядок разработан на основании и с учетом:
- Таможенного кодекса РФ;
- Закона РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93;
- приказа ГТК России от 05.01.94 N 1 "О таможенной стоимости
товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации";
- приказа ГТК России от 27.08.97 N 522 "Об утверждении Правил
применения Порядка определения таможенной стоимости товаров,
вывозимых с таможенной территории Российской Федерации";
- приказа ГТК России от 12.05.2000 N 391 "О типовом порядке
действий структурных подразделений таможенных органов при
проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров";
- совместного приказа ГТК России и МНС России от 21.08.2001 N
830/БГ-3-06/299;
- приказа ГТК России от 23.05.2002 N 512 "Об утверждении
Положения о корректировке таможенной стоимости";
- приказа ГТК России от 22.08.2002 N 876 "Об установлении
контрольного уровня в отношении отдельных товаров";
- приказа ГТК России от 26.11.2002 N 1262 "Об утверждении
Технологической схемы отражения результатов корректировок
таможенной стоимости товаров";
- приказа ГТК России от 10.12.2002 N 1329 "О мерах по усилению
контроля таможенной стоимости";
- приказа ГТК России от 08.08.2002 N 855 "Об утверждении
Правил применения отдельных форм таможенного контроля в отношении
товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации
автомобильным транспортом";
- приказа МСТ от 14.05.2003 N 368 "О переходе на производство
этапов основного таможенного оформления товаров и транспортных
средств одним сотрудником".
II. Взаимодействие с т/п в процессе таможенного оформления
2.1. Контроль таможенной стоимости.
Решения по определению таможенной стоимости (далее - ТС)
товаров, принятые отделом контроля таможенной стоимости (далее -
ОКТС) таможни в пределах его компетенции, являются обязательными
для таможенных постов (далее - т/п).
Решение по ТС товаров, перемещаемых через границу РФ, на
уровне т/п может быть принято инспектором, получившим допуск для
осуществления функций контроля в рамках, определенных
нормативными документами, и в установленные законодательством
сроки.
При невозможности в установленные сроки определить ТС по
методам, предусмотренным Законом РФ "О таможенном тарифе", должна
быть осуществлена временная (условная) оценка товаров с
последующей ее корректировкой.
2.2. Порядок передачи документов в ОКТС таможни.
Передача пакета документов (приложение 1) с т/п в ОКТС таможни
производится по описи, составленной в 2 экземплярах и оформленной
в виде сопроводительной записки с соответствующими отметками в ДТС
(КТС), заверенными соответствующим образом должностным лицом
таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление.
2.3. Случаи и сроки передачи документов в ОКТС таможни.
В течение 1 рабочего дня в ОКТС таможни передаются документы:
- при обнаружении должностными лицами таможенного поста
нарушений, связанных с неправильным заявлением таможенной
стоимости товаров, т/п прекращает дальнейшее оформление
документов. При этом составляется акт (рапорт) произвольной
формы, фиксирующий конкретное нарушение, с приложением пакета
документов, а при нарушении таможенных правил - определение о
возбуждении дела об административном правонарушении или протокол
об административном правонарушении. При этом передается весь
пакет документов либо их копии, заверенные соответствующим
образом инспектором, осуществляющим контроль заявленной
декларантом таможенной стоимости;
- для окончательного определения ТС в случаях неправомерного
использования метода оценки ТС и при отказе декларанта произвести
определение ТС на основе другого метода оценки;
- в случаях, если:
1. Перемещение товаров осуществляется по договорам, отличным от
договора купли-продажи.
2. Изменяется первоначально заявленный при ввозе товаров
таможенный режим на какой-либо другой.
3. На товары, вывозимые с таможенной территории Российской
Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта товаров,
не установлены конкретные цены, т.е. окончательно цены будут
установлены по результатам продажи на рынке страны ввоза либо по
результатам приемки покупателем поставленных товаров в
соответствии с порядком, предусмотренным контрактом.
4. Товары, вывозимые с таможенной территории Российской
Федерации, помещаются под таможенный режим, отличный от
таможенного режима экспорта.
5. Через таможенную границу Российской Федерации перемещаются
товары, определение и контроль таможенной стоимости которых ГТК
России отнесены исключительно к компетенции вышестоящего
таможенного органа.
6. Оценка перемещаемых товаров произведена декларантом по
методам 2-6 либо таможенный орган не принял определение
декларантом таможенной стоимости по методу 1 в связи с
невыполнением требований к данному методу, установленных
законодательством и нормативными актами ГТК России.
7. Между продавцом и покупателем имеется взаимозависимость
(подп. "г" п. 2 статьи 19 Закона РФ "О таможенном тарифе") либо по
косвенным признакам есть основания полагать, что таковая имеется
(например, одинаковые или схожие названия фирм и т.п.), при
одновременно необоснованно низких (высоких) ценах на товары.
8. Имеются ограничения (подп. "а" п. 2 статьи 19 Закона РФ "О
таможенном тарифе") и (или) условия (подп. "б" п. 2 статьи 19
Закона РФ "О таможенном тарифе"), повлиявшие на цену, фактически
уплаченную или подлежащую уплате при одновременно необоснованно
низких (высоких) ценах на товары.
9. Применяются сложные схемы расчетов между продавцом и
покупателем (через различные финансовые и кредитные соглашения,
путем передачи прав по контракту и (или) расчетам по нему третьим
лицам и т.п.) при одновременно необоснованно низких (высоких)
ценах на товары.
10. Участник внешнеэкономической деятельности за нарушение
таможенных правил (либо при наличии обоснованного подозрения в их
нарушении) поставлен на специальный учет в ОКТС таможенных
органов.
11. Необходимо окончательное определение таможенной стоимости
товаров, выпущенных с временной (условной) оценкой.
12. В отношении товаров предоставлено освобождение от взимания
соответствующих таможенных платежей и в связи с этим необходимы
определение и контроль установленной стоимостной квоты.
13. Контроль таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров
вызывает затруднения у сотрудников таможенного органа.
В случае неправомерного использования декларантом метода
определения таможенной стоимости товаров должностное лицо т/п,
осуществляющее таможенное оформление, в графе ДТС "Для отметок
таможни" делает запись, содержащую обоснование несогласия с
выбранным декларантом методом, проставляя дату, подпись и оттиск
личной номерной печати, а декларанту предлагается заполнить новый
бланк ДТС с использованием другого метода оценки и при
необходимости бланк КТС. При отказе декларанта определить
таможенную стоимость на основе другого метода должностное лицо
таможенного органа делает соответствующую отметку на бланке ДТС.
В этом случае для окончательного определения таможенной стоимости
товаров все необходимые документы передаются в ОКТС таможни.
ОКТС таможни принимает решение по таможенной стоимости в срок,
не превышающий 5 рабочих дней со дня получения документов с т/п.
2.4. Контроль ТС вывозимых с территории РФ товаров.
Контроль ТС вывозимых товаров в процессе таможенного
оформления осуществляется по результатам оперативного
мониторинга, осуществляемого ОКТС таможни. В случае обоснованных
сомнений в заявленной декларантом ТС товара ОКТС таможни
осуществляет документальную проверку, сотрудник т/п,
осуществляющий контроль ТС товара, предварительно осуществляет
подбор предусмотренных нормативными актами ГТК России документов,
необходимых для уточнения ТС товара. Окончательное решение
относительно величины ТС принимается с учетом результатов анализа
всей совокупности содержащихся в представленных документах
сведений.
III. Контроль таможенной стоимости в процессе таможенного
оформления и после выпуска товара в свободное обращение
с использованием комплексной автоматизированной системы
таможенного оформления и контроля уровня таможенного поста
и таможни "АИСТ-РТ21" (программные задачи "Монитор",
"ФЛК ГТД" и "Инспектор ОКТС")
3.1. При осуществлении контроля ТС как в процессе таможенного
оформления, так и после выпуска товара в свободное обращение
допускается использование программных задач "Монитор" и "ФЛК ГТД"
для осуществления контроля таможенной стоимости товаров до и
после выпуска в свободное обращение.
3.2. Использование программной задачи "Ведение ориентировок"
для осуществления контроля таможенной стоимости товаров до и
после выпуска в свободное обращение.
3.3. Использование программной задачи "Инспектор ОКТС" в
случае наличия документов (ГТД, ДТС, КТС, АТД, контракта, инвойса
и других товаросопроводительных документов) в электронном виде
для осуществления контроля таможенной стоимости товаров до и
после выпуска в свободное обращение.
IV. Взаимодействие ОКТС с т/п при проведении
корректировок ТС
Анализ правильности заявленной ТС производится на этапе
контроля таможенной стоимости и предполагает обязательное
заполнение декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) на
бумажном и электронном носителях в случаях, предусмотренных
таможенным законодательством.
В результате анализа достаточности и достоверности документов,
предъявленных декларантом к таможенному оформлению в целях
обоснования примененного метода оценки и правильности определения
ТС, может возникнуть необходимость корректировки ТС товара, а
следовательно, и таможенных платежей.
Корректировка таможенной стоимости товаров и транспортных
средств, ввозимых на территорию Российской Федерации,
осуществляется в соответствии с порядком, установленным приказом
ГТК РФ от 23.05.2002 N 512.
3.1. Возможные случаи корректировки таможенной стоимости.
3.1.1. Корректировка ТС в процессе производства таможенного
оформления и проведения таможенного контроля:
а) при выявлении должностными лицами таможенного органа:
- технических ошибок, повлиявших на величину заявленной ТС,
после их исправления в формах ДТС;
- несоответствия заявленных декларантом величины ТС и
соответствующих ее компонентов предъявленным в их подтверждение
документам;
- необоснованного выбора метода определения ТС;
- некорректного выбора основы для расчета ТС;
- несоответствия заявленных декларантом в ГТД сведений о
товаре, повлиявших на величину ТС товара, фактическим сведениям,
установленным таможенным органом в процессе проведения им
таможенного контроля;
б) при выявлении покупателем или получателем товара
несоответствия фактурной и ТС товара, заявленной в ГТД,
фактической фактурной и ТС товара в связи с отклонением
количества или качества товара, поставленного покупателю, от
количества товара, заявленного в ГТД, и/или качества товара,
исходя из которого определялась заявленная в ГТД стоимость
товара;
в) при проведении таможенной оценки товара таможенным органом в
случаях, установленных законодательством РФ и нормативными
правовыми актами ГТК России.
3.1.2. Корректировка ТС при принятии решения по ТС товара,
выпущенного в соответствии с заявленным таможенным режимом с
временной (условной) оценкой:
а) до истечения срока временной (условной) оценки товара, в том
числе в случаях:
- представления декларантом в соответствии с запросом
таможенного органа дополнительных документов и сведений,
подтверждающих/уточняющих заявленные в ГТД сведения о товаре;
- наличия у таможенного органа оснований полагать, что
дополнительно представленные декларантом документы и сведения не
являются достоверными и/или достаточными;
- принятия вышестоящим таможенным органом в соответствии с его
компетенцией решения по таможенной стоимости товара;
б) по истечении срока временной (условной) оценки товара, в том
числе в случаях:
- непредставления декларантом в установленный таможенным
органом срок дополнительных документов и сведений;
- получения таможенным органом дополнительных документов и
сведений в результате проведенной проверки достоверности
документов, представленных декларантом для целей таможенного
оформления.
Основанием для проведения временной (условной) оценки товара
является заявление декларанта (в письменном виде) в таможенный
орган, производящий таможенное оформление товара, содержащее
просьбу произвести выпуск товара в соответствии с заявленным
таможенным режимом, а также обязательство представить (в случае
необходимости) согласно установленному таможенным органом сроку
дополнительные документы и сведения, необходимые для определения
ТС товаров.
3.1.3. Корректировка ТС после завершения таможенного оформления
и выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом:
а) при выявлении покупателем или получателем товара после
завершения таможенного оформления товара:
- технических и/или методических ошибок, допущенных при
декларировании товара, повлиявших на величину его ТС и сумму
подлежащих уплате таможенных платежей;
- несоответствия заявленной ТС фактической стоимости товара,
имевшей место на день принятия ГТД, в связи с отклонением
количества и/или качества товара, поставленного покупателю, от
количества товара, заявленного в ГТД, и/или качества товара,
исходя из которого определялась заявленная в ГТД стоимость товара;
б) при выявлении таможенным органом в ходе проведения
таможенного контроля после выпуска товара:
- технических и/или методических ошибок, допущенных декларантом
при декларировании товара, повлиявших на величину ТС и сумму
подлежащих уплате таможенных платежей;
- дополнительных документов и сведений о товаре, его стоимости
и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного
оформления этого товара, которые не были учтены при заявлении в
ГТД величины ТС и при расчете сумм подлежащих уплате таможенных
платежей;
в) при выявлении в ходе проверок, осуществляемых налоговыми,
правоохранительными органами, дополнительной информации и сведений
о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на
момент таможенного оформления этого товара, которые не были учтены
при заявлении в ГТД величины ТС и при расчете сумм подлежащих
уплате таможенных платежей.
3.2. Последовательность действий при проведении корректировки
таможенной стоимости.
Последовательность действий при проведении корректировки
таможенной стоимости определена приказом ГТК России от 26.11.2002
N 1262.
При корректировке таможенной стоимости после истечения срока
условной (временной) оценки ОКТС таможни оформляет принятое
решение по ТС товаров, в том числе:
а) если принятая таможенная стоимость соответствует заявленной
декларантом;
б) если принятая ТС отличается от заявленной декларантом;
в) в случае принятия временной (условной) оценки в качестве ТС.
Приложение 1
к Порядку
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРИЛАГАЕМЫХ К СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ
ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ
1. Договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если
они предусмотрены).
2. Паспорт сделки (ПС, ПСи, ПСб) либо при расчетах в валюте РФ
- справка о наличии корреспондентского счета иностранного банка в
уполномоченном банке в РФ, ведущем рублевые расчеты иностранного
лица.
3. Справка о наличии счета типа "Т" иностранного лица.
4. ГТД, ДТС, зарегистрированные в ОТОиТК.
5. Документы контроля доставки.
6. Товаросопроводительные документы.
7. Инвойс (счет-фактура) продавца.
8. Упаковочные листы.
9. Платежное поручение по оплате за товар с исполнением банка
(если по условиям контракта предполагается предоплата).
10. Страховой полис (если по условиям контракта
предусматривается страхование).
11. Акт таможенного досмотра с подробным описанием
декларируемого товара с указанием его номенклатуры качества,
артикулов и др.
12. Учредительные документы (при условии взаимозависимости
между продавцом и покупателем).
13. Экспортная таможенная декларация страны отправления - при
ввозе товара на таможенную территорию РФ (в том случае, если она
представлена декларантом).
14. Договор с перевозчиком, осуществляющим транспортировку
товара по таможенной территории РФ (если условия поставки товара -
"до границы РФ") и др.
15. Транспортные документы (лицензии для товаров, импорт
которых осуществляется по лицензии в соответствии с установленным
порядком).
Примечание. Документы представляются в копиях, заверенных
должностным лицом таможенного органа соответствующим образом.
Перечень документов с указанием их номеров должен быть приведен в
сопроводительной записке.
|