УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 ноября 2003 г. N 26-12/62320
Вопрос: Иностранное юридическое лицо (резидент Республики
Беларусь), состоящее на учете с присвоением ИНН в налоговом органе
г. Москвы, передало в лизинг здание, находящееся на территории г.
Москвы, другому иностранному юридическому лицу - резиденту
Республики Беларусь, не состоящему на учете в налоговых органах
Российской Федерации. В связи с изложенным просьба разъяснить,
подлежат ли налогообложению в Российской Федерации доходы от
аренды, выплачиваемые одним иностранным юридическим лицом, не
состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации,
другому иностранному юридическому лицу, состоящему на учете с
присвоением ИНН в налоговом органе г. Москвы.
Ответ:
В соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса Российской
Федерации по договору финансовой аренды (договору лизинга)
арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное
арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить
арендатору это имущество за плату во временное владение и
пользование для предпринимательских целей.
В соответствии со ст. 246 главы 25 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации,
осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства и (или) получающие доходы от
источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога
на прибыль в Российской Федерации.
Определение термина "постоянное представительство" дано в ст.
306 Кодекса. При этом в случае, если иностранная организация
является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в
отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее
соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении
наличия постоянного представительства приоритет имеют положения
соответствующего международного договора.
Согласно ст. 5 Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты
налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95
(далее - Соглашение) термин "постоянное представительство" для
целей применения Соглашения означает постоянное место
деятельности, через которое предприятие одного Государства
полностью или частично осуществляет предпринимательскую
деятельность в другом Государстве.
Статьей 7 Соглашения предусмотрено, что прибыль предприятия
одного Договаривающегося Государства, осуществляющего
предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся
Государстве через находящееся там постоянное представительство,
подлежит налогообложению в этом другом Государстве, но только в
той части, которая относится к такому постоянному
представительству.
Статьей 6 Соглашения также предусмотрено, что доходы,
получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном
Договаривающемся Государстве от недвижимого имущества,
находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут
облагаться налогом в этом другом Государстве. Указанные положения
применяются к доходу, полученному от прямого использования, сдачи
в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой
форме.
Термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое он
имеет по законодательству того Договаривающегося Государства, в
котором находится рассматриваемое имущество. Согласно ст. 130
Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам
(недвижимое имущество, недвижимость) относится все, что прочно
связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без
несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания
и сооружения.
В соответствии с п. 1 ст. 307 Кодекса объектом налогообложения
по налогу на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих
деятельность в Российской Федерации через постоянное
представительство, признается:
- доход, полученный иностранной организацией в результате
осуществления деятельности на территории Российской Федерации
через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину
произведенных этим постоянным представительством расходов;
- доходы иностранной организации от владения, пользования и
(или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой
организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных
с получением таких доходов;
- другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные
в п. 1 ст. 309 Кодекса, относящиеся к постоянному
представительству.
В связи с изложенным доходы иностранного юридического лица
(резидента Республики Беларусь) от предоставления в лизинг здания,
находящегося на территории г. Москвы, для целей налогообложения в
Российской Федерации подлежат включению в доходы постоянного
представительства этого иностранного юридического лица, состоящего
на учете в налоговом органе г. Москвы.
Что касается иностранного юридического лица - резидента
Республики Беларусь, которому передано в лизинг здание,
находящееся на территории г. Москвы, то, как было указано выше, по
договору лизинга арендодатель обязуется предоставить арендатору
имущество во временное владение и пользование для
предпринимательских целей.
Постоянное место деятельности, через которое предприятие одного
Государства полностью или частично осуществляет
предпринимательскую деятельность в другом Государстве, в
соответствии со ст. 5 Соглашения и для целей применения Соглашения
понимается как "постоянное представительство", прибыль которого
согласно ст. 7 Соглашения облагается налогом на прибыль в
Российской Федерации.
Кроме того, иностранная организация, осуществляющая или
намеревающаяся осуществлять деятельность в Российской Федерации
через отделение, в соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях
учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного
приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, обязана встать на
учет в налоговом органе Российской Федерации по месту
осуществления деятельности. Иностранные организации обязаны встать
на учет в налоговом органе Российской Федерации независимо от
наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской
Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
В связи с изложенным иностранное юридическое лицо (резидент
Республики Беларусь), использующее в предпринимательских целях
здание, находящееся на территории г. Москвы, которое передано ему
в лизинг, обязано встать на учет в налоговом органе Российской
Федерации.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|