УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2003 г. N 23-10/4/65062
Вопрос: Могут ли квалифицироваться как рекламные расходы в
целях налогообложения прибыли организации, занимающейся розничной
торговлей посредством Интернет-магазина, затраты на серверное
обслуживание этого Интернет-магазина (в том числе круглосуточную
поддержку его работоспособности, FTP-доступ и аренду дискового
пространства - памяти), размещенного на сервере организации-
партнера?
Если могут, то в каких случаях?
Ответ:
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на
сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в
ст. 270 НК РФ).
В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами организации
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты,
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они
произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий
осуществления и направлений деятельности налогоплательщика
подразделяются на расходы, связанные с производством и
реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам,
связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы
на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых
товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания,
включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений,
установленных п. 4 указанной статьи.
Пунктом 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к расходам
организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой
информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и
телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая
изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на
оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и
демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов,
на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои
первоначальные качества при экспонировании.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК
РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих
отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Соответственно понятие "реклама" понимается для целей
налогообложения прибыли в значении Федерального закона от 18.07.95
N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ).
При этом расходы на рекламу, учитываемые для целей
налогообложения прибыли в размере фактических (ненормируемых)
расходов, предусмотрены абзацами вторым - четвертым п. 4 ст. 264
НК РФ, и расширению этот перечень не подлежит.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление)
призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время
проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные
виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего
пункта (относящиеся к таковым в соответствии с Законом N 108-ФЗ и
отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ), осуществленные им в течение
отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли
признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в
соответствии со ст. 249 НК РФ.
В соответствии со ст. 2 Закона N 108-ФЗ реклама - это
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация
о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях
(рекламная информация), которая предназначена для неопределенного
круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим
физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и
способствовать реализации товара, идей и начинаний.
Указанные выше затраты на серверное обслуживание Интернет-
магазина производятся для осуществления деятельности, направленной
на получение дохода организации розничной торговли.
Следовательно, согласно ст. 264 НК РФ в целях налогообложения
прибыли организации, занимающейся розничной торговлей посредством
Интернет-магазина, затраты на серверное обслуживание Интернет-
магазина (в том числе круглосуточная поддержка его
работоспособности, FTP-доступ и аренда дискового пространства -
памяти), размещенного на сервере организации-партнера, относятся к
прочим, не являющимся рекламными, расходам, связанным с
производством и (или) реализацией, при условии заключения и
исполнения сделок в Интернет-пространстве.
В противном случае эти расходы подлежат рассмотрению в качестве
расходов на рекламу при соблюдении организацией-рекламодателем
указанных выше условий и соответствии данных затрат необходимым
критериям ст. 252 НК РФ.
Основание: письма МНС России от 24.03.2003 N 02-5-11/73-К342 и
от 27.03.2003 N 02-5-11/90-Л035.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|