УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2003 г. N 24-11/69589
Вопрос: Российская организация оказывает рекламные услуги,
услуги по обработке информации и услуги в сфере образования
резиденту Республики Беларусь. Правомерно ли предъявление к оплате
российским поставщиком белорусской организации суммы НДС по данным
услугам?
Ответ:
Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) объектом обложения налогом на добавленную
стоимость (далее - НДС) признается реализация товаров (работ,
услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О
ратификации Договора о таможенном союзе и едином экономическом
пространстве" Российская Федерация с 1 июля 2001 года перешла на
взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" (за
исключением взимания налогов при реализации нефти, включая
стабильный газовый конденсат, и природного газа) с государствами -
участниками СНГ (кроме Республики Беларусь).
Российская Федерация во взаимной торговле с Республикой
Беларусь сохранила ранее действовавший порядок взимания косвенных
налогов по принципу "страны происхождения", который предполагает,
что обложение НДС товаров, реализуемых между хозяйствующими
субъектами указанных государств, производится по месту
осуществления деятельности хозяйствующего субъекта, реализующего
товары, в порядке, установленном национальным законодательством в
отношении товаров.
Следовательно, с 1 июля 2001 года во взаимной торговле с
Республикой Беларусь сохранился существовавший до 1 июля 2001 года
порядок взимания НДС, предусмотренный ст. 13 Федерального закона
от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
После 1 июля 2001 года налоговое законодательство Российской
Федерации не предусматривает никаких особых норм обложения НДС в
отношении работ, услуг, выполняемых (оказываемых) российскими
налогоплательщиками хозяйствующим субъектам Республики Беларусь.
Вместе с тем учитывая специфику выполнения (оказания) работ
(услуг) между резидентами и нерезидентами Российской Федерации,
национальное законодательство Российской Федерации ставит порядок
обложения НДС указанных работ (услуг) в прямую зависимость от
определения места реализации таких работ (услуг).
Таким образом, при рассмотрении вопросов, связанных с
обложением НДС работ, услуг, реализуемых хозяйствующими субъектами
Белоруссии, для хозяйствующих субъектов России после 1 июля 2001
года следует руководствоваться положениями ст. 148 НК РФ.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации
рекламных услуг, а также услуг по обработке информации признается
территория Российской Федерации в случае фактического присутствия
покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе
государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на
основании места, указанного в учредительных документах
организации, места управления организации, места нахождения ее
постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения
постоянного представительства (если работы (услуги) выполнены
(оказаны) через это постоянное представительство).
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации
работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если
услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в
сфере культуры, искусства, образования, физической культуры,
туризма, отдыха и спорта.
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания
услуг) за пределами Российской Федерации, являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания
услуг).
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|