УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2003 г. N 21-09/68405
Вопрос: Является ли расходом комитента, применяющего упрощенную
систему налогообложения, комиссионное вознаграждение,
выплачиваемое им комиссионеру?
Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ) по договору комиссии одна сторона
(комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за
вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего
имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером
с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным
комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с
третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Согласно п. 1 ст. 991 ГК РФ комитент обязан уплатить
комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял
на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом
(делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в
порядке, установленных в договоре комиссии.
Кроме того, согласно статьям 999, 1000 и 1001 ГК РФ по
исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту
отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент
обязан принять от комиссионера все исполненное по договору
комиссии и освободить комиссионера от обязательств, принятых им на
себя перед третьим лицом по исполнению комиссионного поручения.
При этом комитент обязан помимо уплаты комиссионного
вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного
вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру
израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы.
Таким образом, комиссионер, осуществляя закупку и реализацию
товара согласно договору комиссии от своего имени, но по поручению
и за счет комитента, оказывает комитенту услуги на возмездной
основе и, следовательно, плата за оказанные услуги является для
комитента расходом, связанным с получением дохода.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему
налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) и выбравшие в качестве
объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов,
должны руководствоваться порядком определения расходов,
закрепленным в ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов является
исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В
частности, подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрены в качестве
таковых материальные расходы.
При этом согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы
принимаются при условии соответствия их критериям, указанным в п.
1 ст. 252 НК РФ, и применительно к порядку, предусмотренному для
исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным
затратам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на
приобретение работ и услуг производственного характера,
выполняемых сторонними организациями. К работам (услугам)
производственного характера относятся выполнение отдельных
операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению
работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за
соблюдением установленных технологических процессов, техническое
обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Таким образом, если услуги комиссионера по исполнению договора
комиссии носят для комитента производственный характер, то есть
они непосредственно связаны с его основной деятельностью,
стоимость уплаченного комиссионного вознаграждения может быть
учтена им при расчете налоговой базы по единому налогу.
Необходимо также иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 346.17 НК
РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их
фактической оплаты.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Л.Я. Сосихина
|