УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 18 декабря 2003 г. N 11-24/69763
Вопрос: 1. Вправе ли налоговые органы проводить проверки
предприятий, учреждений и организаций по вопросам соблюдения
юридическими лицами установленных предельных сумм расчетов
наличными деньгами между юридическими лицами за товарно-
материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги,
соблюдения порядка хранения свободных денежных средств, а равно
накопления в кассе наличных денег в пределах установленных
лимитов?
2. Вправе ли налоговые органы составлять протоколы об
административных правонарушениях, а также рассматривать дела об
административных правонарушениях и налагать штрафы по указанным
составам административных правонарушений?
3. Каков порядок действий налоговых органов, обнаруживших
указанные административные правонарушения?
4. Является ли оприходование организацией в кассу денежной
наличности за прошедшие рабочие дни нарушением порядка работы с
денежной наличностью, выразившимся в неоприходовании (неполном
оприходовании) в кассу денежной наличности?
5. Является ли неоприходование (неполное оприходование) в кассу
денежной наличности длящимся административным правонарушением?
Ответ:
1. В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от
21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
налоговым органам предоставляется право в том числе осуществлять
контроль за полнотой учета выручки в организациях и у
индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с
применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при
проведении проверок, налагать штрафы на организации, а также на
индивидуальных предпринимателей за нарушение требований
законодательства Российской Федерации о применении контрольно-
кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) налоговые органы в том
числе осуществляют контроль за соблюдением организациями и
индивидуальными предпринимателями требований данного Закона,
осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у
индивидуальных предпринимателей.
Однако в соответствии с п. 2.14 Положения о правилах
организации наличного денежного обращения на территории Российской
Федерации от 05.01.98 N 14-П, утвержденного Советом директоров
Банка России (протокол от 19.12.97 N 47) (далее - Положение),
учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег
в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной
выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют
соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых
операций и работы с денежной наличностью в соответствии с
Рекомендациями, изложенными в приложении 7 к Положению. Материалы
проверок оформляются справкой по форме 0408026. При необходимости
копии справок направляются в соответствующие органы
Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия
к предприятиям мер финансовой и административной ответственности
за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в
соответствии с предоставленными им правами.
В соответствии с приложением 7 "Рекомендации по осуществлению
кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка
работы с денежной наличностью" к Положению круг предприятий,
подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в
зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в
банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка
работы с денежной наличностью. При этом учитывается также
информация других контролирующих органов.
Таким образом, налоговые органы не вправе проводить проверки
предприятий, учреждений и организаций по вопросам соблюдения
юридическими лицами установленных предельных сумм расчетов
наличными деньгами между юридическими лицами за товарно-
материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги,
соблюдения порядка хранения свободных денежных средств, а равно
накопления в кассе наличных денег в пределах установленных
лимитов.
2. В соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - КоАП) протоколы об
административных правонарушениях, предусмотренных КоАП,
составляются должностными лицами органов, уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях в
соответствии с главой 23 КоАП, в пределах компетенции
соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 ст. 23.5 Кодекса налоговые органы
рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных в том числе ст. 15.1 КоАП.
В соответствии со ст. 15.1 КоАП нарушение порядка работы с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,
выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими
организациями сверх установленных размеров, неоприходовании
(неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении
порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении
в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров
оплаты труда.
Таким образом, налоговые органы вправе составлять протоколы об
административных правонарушениях, а также рассматривать дела об
административных правонарушениях и налагать штрафы по сведениям,
представляемым банками и другими органами, осуществляющими
проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями
порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной
наличностью, выразившихся в превышении юридическим лицом
установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между
юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные
работы и оказанные услуги, несоблюдении порядка хранения свободных
денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег
сверх установленных лимитов.
3. При обнаружении в ходе проведения проверок налоговыми
органами административного правонарушения, выразившегося в
превышении юридическим лицом установленных предельных сумм
расчетов наличными деньгами между юридическими лицами за товарно-
материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги,
несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно
в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов,
необходимо уведомить соответствующее учреждение банка с целью
проведения последним проверки организации в соответствии с
Положением.
4. В соответствии со ст. 4 Закона N 54-ФЗ требования к
контрольно-кассовой технике, используемой организациями и
индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее
регистрации и применения определяются Правительством Российской
Федерации.
Пунктом 2 постановления Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30.07.93 N 745 "Об утверждении Положения
по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в
том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг),
организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых
машин" Совет Министров и Правительство Российской Федерации
поручили Министерству финансов Российской Федерации разработать и
утвердить в месячный срок совместно с Комитетом Российской
Федерации по торговле, Комитетом Российской Федерации по
машиностроению, Комитетом Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации и по согласованию с Государственной
налоговой службой Российской Федерации Типовые правила
эксплуатации контрольно-кассовых машин.
Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением,
утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от
30.08.93 N 104, предусмотрено, что при закрытии предприятия или по
прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия
предприятия, кассир должен:
- подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
- составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым
отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в
небольших предприятиях с одной - двумя кассами кассир сдает деньги
непосредственно инкассатору банка).
Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются
в книгу кассира-операциониста.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на
конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна
соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и
контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-
операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку
с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.
После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки,
определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в
книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и
представителя администрации.
Пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской
Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального
банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок), также
предусмотрено, что все поступления и выдача наличных денег
предприятия учитываются в кассовой книге.
Согласно п. 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся
кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому
ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце
рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит
остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию
в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в
кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми
документами под расписку в кассовой книге.
Однако организацией за одни дни допущено неполное оприходование
в кассу денежной наличности, а за другие дни оприходование в кассу
денежной наличности совершено через несколько месяцев, то есть
допущено неоприходование в кассу денежной наличности в дни, за
которые фактически данная наличность поступила.
Таким образом, организацией допущено нарушение порядка работы с
денежной наличностью, выразившееся в неоприходовании (неполном
оприходовании) в кассу денежной наличности.
Согласно ст. 15.1 КоАП нарушение порядка работы с денежной
наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в
осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями
сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном
оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка
хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе
наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до
пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -
от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
5. В соответствии с частью 1 ст. 4.5 КоАП постановление по делу
об административном правонарушении не может быть вынесено по
истечении двух месяцев со дня совершения административного
правонарушения.
В соответствии с частью 2 ст. 4.5 КоАП при длящемся
административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1
данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения
административного правонарушения.
Неполное оприходование в кассу денежной наличности не является
длящимся правонарушением.
Из представленных документов следует, что административное
правонарушение (нарушение порядка работы с денежной наличностью),
выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу
денежной наличности, совершено 10.11.2002, 05.12.2002, 06.12.2002,
07.12.2002, 08.12.2002, 26.12.2002, 19.02.2003, 19.06.2003.
Постановление по делу об административном правонарушении о
привлечении организации к административной ответственности
вынесено 17.11.2003, то есть по истечении срока, установленного
частью 1 ст. 4.5 КоАП.
В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП производство по делу об
административном правонарушении не может быть начато, а начатое
производство подлежит прекращению в случае истечения сроков
давности привлечения к административной ответственности.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|